До развала СССР Черноморское морское пароходство (ЧМП), насчитывавшее около четырёхсот судов, было одним из крупнейших в мире. После разрушения единого хозяйственного комплекса ЧМП его общая задолженность по кредитам составила к концу 1992 года 170 миллионов долларов. Суда списывались десятками, плавсостав уходил на берег. Премьер-министр Украины Кучма предложил передавать суда офшорным компаниям-посредникам с их последующей регистрацией в иностранной юрисдикции. Президент Кравчук это предложение одобрил. И торговый флот Украины стал стремительно таять. В 1991 году в ЧМП оставалось 225 единиц, а к 2008 году – всего 15. А затем осталось одно-единственное судно…
Черноморское морское пароходство к 1990 году было крупнейшим в Европе и вторым в мире. Его годовой доход составлял более 1 млрд. долл. В ЧМП работали 80 тыс. человек, из них 27 тыс. плавсостава. Общая стоимость активов компании достигала 7 млрд. долларов, в различные годы чистая прибыль колебалась от 160 млн. долл. до 1 млрд. долл.
Под маркой “приватизации” и “оптимизации” морских торговых операций на каждое судно создавалась отдельная компания. Потом оформлялся фрахт, и судно отправлялось в море. Как только оно бросало якорь на рейде иностранного порта, его тут же арестовывали за долги, имевшиеся у пароходства перед иностранными компаниями. Если долг не уплачивался, судно выставлялось на аукцион. Об аукционе знали немногие: иностранный «партнёр» и его сообщник с Украины, доставлявший судно. В итоге единственный покупатель на аукционе приобретал судно за смехотворную сумму и сразу перепродавал его другому покупателю, но уже в несколько раз дороже.
За годы независимости в Украине произошло много событий, в результате которых небольшая кучка высокопоставленных чиновников и приближенных к ним бизнесменов фантастически обогатилась, а большинство народа обнищало.
Прямо или косвенно к афере по разграблению Черноморского морского пароходства были причастны все президенты Украины, большинство глав правительства, многие бывшие и действующие министры. Грабили дружно. В Раде, например, то и дело звучало тогда: «Флот в таком количестве Украине не нужен».
За годы самостийности дедвейт флота Украины сократился более чем в 16 раз.
Разграбление флота оборачивалось человеческими трагедиями. Десятки тысяч моряков, квалифицированных специалистов, механиков, капитанов выбрасывались на улицу. Кто-то из них потом нанимался на суда под иностранными флагами, подписывал кабальные контракты, становясь жертвами безжалостной эксплуатации, а порой обмана.
Торговый и рыболовецкий флот СССР, самый мощный на Чёрном море, перестал существовать. Суда числом не в одну сотню исчезли по всему миру. Зато появились средства на счетах отдельных политиков и хозяйственников…
Например красавец «Космонавт Юрий Гагарин». Это советское научно — исследовательское судно, входившее в состав командно-измерительного комплекса СССР и предназначенное для управления полётом космических аппаратов, в том числе для выдачи исполнительных команд, выполнения траекторных и телеметрических измерений и поддержания голосовой связи Центра управления полётами с экипажами космических кораблей и станций. На борту судна находилась Оперативная группа Центра управления полётами и, в случае необходимости, технические возможности судна позволяли взять на себя функции ЦУП космических аппаратов. Крупнейшее и мощнейшее судно в своём классе.
После распада СССР судно перешло в ведение Министерства обороны Украины, по назначению не использовалось, базировалось в порту Южный под Одессой. В 1996 году судно было продано на металлолом по цене 170 долларов за тонну австрийской фирме «Зюйд Меркур». В последний рейс на утилизацию «Космонавт Юрий Гагарин» ушёл 24 июня 1996 года из порта Ильичёвск. 1 августа 1996 года в 17 час. 15 мин. судно было посажено на мель в Аланге и впоследствии разрезано на металл…на фото «Космонавт Юрий Гагарин».
Источник сюжета