20.04.2024

Железная дорога в СССР

Железная дорога в СССР

Мерный перестук колес и нежное звяканье граненого стакана на метехоровый подстаканник, тихо играет радио маяк за окном неторопливый бег осина и берез, а впереди десятки сотни тысячи километров огромной страны под названием СССР. Эту страну аршином общем все-таки измерили железными дорогами для тех, кто родился в СССР поезд символ. Символ ярких побед над временем и пространством символ лишений и бесконечного человеческого терпения.

Сделано в СССР - Железная дорога 1

    Железные дороги  советской власти от царской России досталась роскошное железнодорожное наследство тысячи вёрст дорог крупнейший в мире паровозостроительные заводы красивые вокзалы и умелые специалисты если бы не гражданская война. Поезда берегли это же единственное средство передвижения не считая лошади, однако состав желанная добыча  врагу его не оставишь лучше взорвать. Леса вокруг путей массово вырубали на топливо, а уцелевшие поезда брали штурмом. Поезда были переполнены, вагоны были в основном разрушены, в вагонах выломаны перегородки ради того чтоб туда вмещалось больше людей, ехали на крышах, не хватало  т удобств, элементарной полки на который мог бы человек разместиться.

Сделано в СССР - Железная дорога 3

  Быстро перебросить войска оружие и хлеб главная задача и для белых, и для красных решить может лишь неуязвимый состав именно на гражданскую войну пришёлся бум бронепоездов. Бронепоезда оставались серьезным оружием вплоть до конца Великой отечественной войны, а не только в начале войны как некоторые думают. Бронепоезда играли очень большую роль в ходе ведения боев, ну а уж гражданской войне это был просто грозный монстр совершенно непобедимую которого была единственная уязвимая часть — это путь. Но они там выходили из положения у них с собой был очень мощное такое обеспечение для быстрого ремонта пути. Этим бронированном чудищем даже имена давали «смерть паразитам», «борец за свободу», «красный ураган» на стороне большевиков, «офицер новороссия», «князь пожарский» на стороне белогвардейцев и часто поезда переходили из рук в руки.

Сделано в СССР - Железная дорога 5

    Вслед за мрачным монстром идет совсем другой состав яркий, шумный, украшенный флагами и плакатами это агитпоезд. Клуб на колесах которые пропагандируют среди населения идеи социализма и новый образ жизни. Когда въезжал такой агитпоезд выходили люди играя на гармошке и пели революционные песни и выходил оратор в кожанке как правило с маузером на боку.

   Как не берегли имперское железнодорожное хозяйства к концу войны почти 80 процентов паровозов была уничтожены или неисправна потребовались срочные действия и суровые методы. В то время в железнодорожном транспорте опять же заключалась как ни странно довольно большая бюрократия, взяточничество, мошенничество и довольно удачно решил эту проблему Феликс Дзержинский.

   Началась кампания по восстановлению железных дорог их уже изъяли в государственную собственность и отстраивали невиданными темпами к 1927 году привели сеть к объему перевозок 1913 году, более того строили новые железные дороги.

   Тридцатые годы — это непрерывный процесс военизации железной дороги сугубо мирные ведомства стало чуть ли не подразделением Красной Армии, где машинист — это командир, истопник верный старшина, а путевая обходчица зоркая разведчица. Вообще женщины были вынуждены осваивать мужские профессии не хватало рабочих рук, однако пропаганда подавала это явление совсем в ином свете призыв женщину на транспорт это одно из характерных в кавычках достижений сталинского режима.

Сделано в СССР - Железная дорога 7

   Внедрение новых паровозов для страны спасения, а заодно и революция в 1937 году паровозы Иосиф Сталин и Феликс Дзержинский даже отправили в Париж на всемирную выставку искусств и техники и даже получил гран-при за высокую скорость.   

  Лазарь Каганович этот человек был послан железной дороге словно в наказание глава наркомата путей сообщения не оценил героических достижений советских инженеров. В 1937 году начались поиски вредителей в железнодорожном ведомстве пытки казни и ссылки пролетариев, они не коснулись рабочих рук они были крайне необходимо советской власти на пороге второй мировой войны. 600 граммов черного хлеба несколько кусочков колбасы и сахара скудный паек станционного сцепщика и почти сутки она поднимала 8 килограммовые фаркопы, соединяла тормозные рукава как таким пайком самим насытиться да семью накормить железные дороги.

          Во время Великой Отечественной играли роль не так что главную, незаменимую эвакуации предприятий снабжения фронта переброска войск. Железнодорожников окончательно приравняли к военным, ввели звание надели форму и навешали погонов. Жуков Г.К даже в конце войны сказал трудовой подвиг железнодорожников вот что помогло победить фашистов если не было железной дороги, не была паровоза просто, и  не было бы этой победы. Почти до 1943 года железнодорожники принимали участие в боевых действиях пока Сталин не приказал вернуть их с фронта пусть восстанавливают разрушенное.

    Восстановили железные дороги быстро, но по-прежним технологиям, война задержала прогресс аж на 20 лет только во времена Хрущёва кончилось эра паровозов и началась эпоха тепловозов. Глобальное по своему значению решение было принято на XX съезде партии это в 1956 году о переводе на новые виды тяги.

  Первые электрички в Подмосковье стали бегать еще с 20-х годов, но основные поезда перешли на электрическую тягу только в 60 х годах, электрификация спасла всю сеть от перегрузок и обеспечило гигантский поток пассажиров и грузов.       

Сделано в СССР - Железная дорога 11

       Вареные яйца, жареная курочка в блестящей фольге белый хлеб и нарезка докторской, а еще соль в кульке из газетной бумаги ну а чай в граненом стакане принесет проводница и два кусочка сахара рафинада, советские поезда запомнились этим нехитрым меню.

    Но были и вагоны рестораны и привокзальный буфет и вообще налаживать быт на железной дороге начали еще в царской России в них в вагонах ресторанах стоял пианино, в вагонах были ванны индивидуальные в каждом купе и душ индивидуальное отопление на каждого пассажира можно было свою заслонку больше меньше открыть обогреватель. На всех почти станции был буфет которым можно было перекусить на глухих разъездах возводились терема вокзалы водонапорный башни дивной красоты.

Сделано в СССР - Железная дорога 13

      В советское время железная дорога стал доступной практически всему населению вот и кстати именно этим и определен вал пассажирской перевозки. Побиты все мировые рекорды по перевозке пассажиров это понятно великая страна со сплошным бездорожьем у нее было два способа передвигаться это поезд пределах области или края ан-2 кукурузник. В советский период в тарифообразования был очень гуманном к населению зато сервис соответствующий. Быт обычного советского поезда нехитрый, разделение на плацкарт, купе и СВ, две уборных на вагон, бак с кипятком, в поездах дальнего следования обязательный вагон-ресторан.

Сделано в СССР - Железная дорога 15

  Но большинство советских пассажиров предпочитали веселую компанию в купе петь под гитару и разливать в граненые стаканы портвейн впереди дорога дальняя.