Талантливый ленинградский рокер Виктор Цой в 1986 году спел — «Перемен требуют наши сердца». Неожиданно для самого автора слова стали гимном новой эпохи в жизни страны. А группа «Кино» мгновенно вознеслась на вершину популярности. Тем более неожиданной стала гибель музыканта. Сегодня рассмотрим несколько версий по этому поводу, которые были озвучены за прошедшие годы.
Фото: https://www.nashe.ru/news/chego-boyalsya-viktor-tsoy-i-chto-ego-razdrazhalo?hcb=1
Многие поклонники творчества певца до сих пор пишут на стенах гаражей и домов: «Виктор Цой жив!» Слишком невероятной кажется мысль, что их кумир мог умереть. Подпитывают сомнения фанатов и нестыковки в официальной версии гибели певца.
Авария
В полдень 15 августа 1990 года Виктор Цой возвращался с рыбалки. На 35-м км шоссе «Слока — Талси» «Москвич» певца вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом. Как установила экспертиза, в момент столкновения скорость автомобиля составляла от 100 до 130 км/ч. «Икарус» двигался со скоростью всего 70 км/ч. Смерть Цоя была мгновенной, водитель автобуса не пострадал. Оба участника аварии были трезвыми. Следов торможения на шоссе не обнаружили. Официальная версия склонилась к тому, что Цой просто заснул за рулем.
Новость о гибели 28-летнего музыканта потрясла миллионы людей. Цой сочинял и исполнял не просто популярные песни, а гимны той эпохи. Спустя четыре дня солиста группы «Кино» похоронили на Богословском кладбище Петербурга. Музыканта погребли в закрытом гробу, чем только подхлестнули слухи, что его… там нет.
Масла в огонь подлила и мать музыканта, заявив, что ее сын не мог уснуть за рулем, так как это была середина дня, а дорога от озера до дома была недолгой. К тому же владельцы подобных автомобилей утверждали, что заснуть в «сорок первом Москвиче» на скорости более 100 км/ч невозможно. Машина начинает вибрировать и гудеть, требуя повышенного внимания от водителя — какой уж тут сон?! Все это способствовало появлению версий произошедшего: От суицида до убийства спецслужбами.
Добровольный уход
В 1990-м году рок-группа «Кино» находилась на пике славы, давая по три концерта в день. Деньги и узнаваемость были прилагательными к этой популярности. Но надо было знать Цоя. Материальные блага Виктор не ставил во главу угла. Музыкант мог просто устать от напряжения. В связи с чем фанаты допускают, что Цой мог уйти ото всего с помощью суицида или его инсценировки. Именно поэтому «Москвич» и не тормозил
В среде поклонников «Кино» часто рассказывали, как в Лондоне или Париже, а то и в Нью-Йорке кто-то видел немолодого мужчину, очень похожего на Виктора. Более того, очевидцы отмечали несомненное сходство манер и поведения незнакомца и Цоя. Русского языка этот человек не понимал или просто делал вид, что не понимал. Поклонники делали вывод, что Цой, заработав деньги, мог благополучно отбыть на Запад. А чтобы его оставили в покое — инсценировать смерть.
По другой версии, музыкант настолько стал тяготиться собственным успехом, что решил уйти из жизни. Якобы подтверждение того — множественные намеки в песнях из его последнего «Черного» альбома. «Больше надежд нету, скоро кончится лето» — Цой погиб как раз в конце лета. «Мне не нравится то, что здесь было. И мне не нравится, что здесь есть. Так была не была, прости и прощай» — слова из песни «Нам с тобой» можно трактовать как намек на скорое самоубийство.
Бандитские разборки
После того как группа «Кино» стала мегапопулярной, заработки Виктора и его продюсера исчислялись миллионами. Цой попал под прицел бандитов. Но Цой и сам был парнем не робким, и его продюсер Виктор Айзеншпис мог решить вопрос с любой ОПГ. Эксперты полагают, что продюсер отчислял «крыше» проценты и мог рассчитывать на защиту. Но все же версия с бандитской местью на трассе полностью не исключена.
Приехав на рыбалку, Цой мог столкнуться с местной шпаной. Между ними и певцом возникла ссора, закончившаяся дракой. После чего Виктор поспешил уехать. Но злоумышленники нагнали его и попытались прижать к обочине. На скорости Цой решил уйти влево, чтобы объехать преследователей, но врезался во встречный автобус.
Впрочем, такая версия тоже выглядит неубедительной: свидетели ДТП — водитель «Икаруса» и супружеская пара, наблюдавшая, как «Москвич» Цоя пролетел мимо них, не видели второй легковушки. Если бы Виктор действительно спешил уехать, то у него не было бы возможности аккуратно уложить в багажник удочки и садок с рыбой.
Месть спецслужб или продюсера
Еще в 2011 году власти Белоруссии запретили радиостанциям и каналам ТВ транслировать песню Цоя «Перемен». Все из-за того, что композиция стала хитом белорусских оппозиционеров. Что уж говорить о Союзе конца 90-х?! Многие всерьез считали, что этим хитом Цой ускорил распад страны.
«Я Андрею Андреевичу (Громыко) говорю: что-то надо другое делать, — вспоминал Михаил Горбачев. — Цой на концертах поет «Требуем перемен». Это звучит — «требуем перемен», открыто и прямо люди говорят… Опасно начинать в нашей стране крупные перемены. Опасно и рискованно».
А раз так, то Цой вполне мог поплатиться за этот призыв со стороны властей придержавших. И лучшей организацией по устранению неугодных скрытыми способами был КГБ. Якобы на «Москвиче» могли повредить тормоза, и по тому тот врезался в автобус, не оставив тормозной след. Но и эта версия очень сомнительна. Избавиться от неугодного музыканта могли более тривиальным способом. Так, Игоря Талькова застрелили, а наставника Цоя — Майка Науменко — избыли во дворе. При этом сам Виктор утверждал, что песня «Перемен» не является политическим воззванием, а скорее относится к переменам внутри характера человека.
Другой версией, часто упоминаемой на фанатских попойках, является предположение, что с Цоем поквитался его продюсер Юрий Айзеншпис.
Якобы он предчувствовал, что певец уйдет от него вместе с правами на песни. Смерть Виктора решала эти проблемы и оставляла песни у продюсера. Для реализации плана он и подарил Цою автомобиль.
Но эта версия не дает ответа на вопрос, зачем Цою было уходить от Айзеншписа, если сотрудничество с ним решало многие проблемы и приносило хорошие деньги? Последний фактор был решающим и для Юрия. К тому же он умел решать такие вопросы иным, но куда более эффективным способом. Кстати, «Москвич-2141» в те времена был дефицитом, и продюсеру пришлось изрядно переплатить, чтобы порадовать подопечного. За машину он заплатил 38 тыс. руб. — что сегодня сравнимо с 6-8 миллионами рублей.
Погубила музыка
В 2007-м году на телеэкраны России вышла очередная серия документального сериала: «Следствие ведут». Речь в ней шла как раз о гибели Виктора Цоя. Авторы сериала предположили, что когда Виктор переставлял в автомобильном магнитофоне касету, он отвлекся и въехал в «слепой поворот» дороги. Потом последовала авария и гибель музыканта.
Якобы рокер слушал кассету с демо-записью последнего альбома группы. Но эту версию полностью отверг гитарист группы Юрий Каспарян:
«Пользуясь случаем, хочу развеять миф, что на месте аварии нашли кассету с демо «Черного альбома»… Все было не так. Я специально приехал в Юрмалу с аппаратурой, с инструментами, и мы сделали аранжировки для нового альбома. Когда доделали, я забрал кассету и поехал в Петербург. Я приехал утром, вечером узнал о случившемся. Поехал обратно. И кассета все время была у меня в кармане» Вот только авторы сериала решили, что в момент аварии Цой слушал не самого себя, а группу «Новые композиторы».
Могила Виктора Цоя 2020 год. Фото: https://iz.ru/633233/2017-08-15/kinomany-pochtili-pamiat-viktora-tcoia-minutoi-molchaniia-na-ego-mogile
Что же на самом деле произошло в тот роковой день? А может быть — это был просто несчастный случай?