
На Красной площади Москвы существует уникальная архитектурная композиция, которую некоторые исследователи интерпретируют как символическую модель Солнечной системы, созданную древними зодчими. Центральным элементом выступает Покровский собор (храм Василия Блаженного), отождествляемый с Солнцем. Согласно теории, остальные храмы и сооружения соответствуют планетам:
- Меркурий — Церковь Варлаама Хутынского (известна с XVI века, но расположена в Новгородской области, что ставит теорию под сомнение).
- Венера — Церковь Александра Свирского (часть Покровского собора, один из его приделов).
- Земля — Сам собор Василия Блаженного, символизирующий планету с её «спутником» — Луной, которой соответствует придел Трёх Патриархов (Иоанна Милостивого).
- Марс — Церковь Григория Армянского (ещё один придел Покровского собора).
- Газовые гиганты:
- Юпитер — Церковь Николы Великорецкого (Николая Чудотворца).
- Сатурн — Троицкая церковь.
- Уран и Нептун — Поздние добавления, связанные с храмами Киприана и Иустины, а также Входа Господня в Иерусалим (оба приделы Покровского собора, построенные до открытия этих планет в XVIII–XIX вв.).
Шатровые конструкции вокруг интерпретируются как пояс астероидов, а колокольня Ивана Великого в Кремле (самое высокое сооружение Москвы XVI века) сравнивается с мифической планетой Нибиру — «возмутителем» космического порядка.
Факты и противоречия:
- Все упомянутые церкви, кроме Варлаама Хутынского, действительно являются приделами Покровского собора (построен в 1555–1561 гг.), что создаёт единый ансамбль.
- Уран и Нептун были открыты в 1781 и 1846 гг., поэтому их связь с храмами XVI века — поздняя гипотеза.
- Идея пояса астероидов стала известна лишь в XIX веке, что также противоречит хронологии.
- Сходство с гелиоцентрической системой могло возникнуть случайно: собор строился в честь победы над Казанью, а его 8 приделов символизируют дни ключевых сражений.
Теория, вероятно, является современной мифологизацией, основанной на визуальных аналогиях и любви к тайнам истории. Однако даже как метафора она подчёркивает грандиозность замысла создателей Покровского собора, объединившего религиозные, астрономические и военные символы в сердце Москвы.