27.03.2025

Гелиоцентрическая модель на Красной площади: миф или скрытый символизм?

На Красной площади Москвы существует уникальная архитектурная композиция, которую некоторые исследователи интерпретируют как символическую модель Солнечной системы, созданную древними зодчими. Центральным элементом выступает Покровский собор (храм Василия Блаженного), отождествляемый с Солнцем. Согласно теории, остальные храмы и сооружения соответствуют планетам:

  • Меркурий — Церковь Варлаама Хутынского (известна с XVI века, но расположена в Новгородской области, что ставит теорию под сомнение).
  • Венера — Церковь Александра Свирского (часть Покровского собора, один из его приделов).
  • Земля — Сам собор Василия Блаженного, символизирующий планету с её «спутником» — Луной, которой соответствует придел Трёх Патриархов (Иоанна Милостивого).
  • Марс — Церковь Григория Армянского (ещё один придел Покровского собора).
  • Газовые гиганты:
  • Юпитер — Церковь Николы Великорецкого (Николая Чудотворца).
  • Сатурн — Троицкая церковь.
  • Уран и Нептун — Поздние добавления, связанные с храмами Киприана и Иустины, а также Входа Господня в Иерусалим (оба приделы Покровского собора, построенные до открытия этих планет в XVIII–XIX вв.).

Шатровые конструкции вокруг интерпретируются как пояс астероидов, а колокольня Ивана Великого в Кремле (самое высокое сооружение Москвы XVI века) сравнивается с мифической планетой Нибиру — «возмутителем» космического порядка.

Факты и противоречия:

  1. Все упомянутые церкви, кроме Варлаама Хутынского, действительно являются приделами Покровского собора (построен в 1555–1561 гг.), что создаёт единый ансамбль.
  2. Уран и Нептун были открыты в 1781 и 1846 гг., поэтому их связь с храмами XVI века — поздняя гипотеза.
  3. Идея пояса астероидов стала известна лишь в XIX веке, что также противоречит хронологии.
  4. Сходство с гелиоцентрической системой могло возникнуть случайно: собор строился в честь победы над Казанью, а его 8 приделов символизируют дни ключевых сражений.


Теория, вероятно, является современной мифологизацией, основанной на визуальных аналогиях и любви к тайнам истории. Однако даже как метафора она подчёркивает грандиозность замысла создателей Покровского собора, объединившего религиозные, астрономические и военные символы в сердце Москвы.