20.04.2024

“Я не мужчина, я – Баба-яга”. Жизнь и судьба актёра Георгия Милляра

Георгий Францевич Милляр… Актер, которого мы знаем с раннего детства. И с раннего детства немного его побаиваемся. Но совершенно напрасно, ведь, в отличие от сыгранной Милляром Бабы-яги, Георгий Францевич всей душой любил детей.

Московский француз

Родился будущий актер в Москве в 1903 году. Отец – французский инженер Франц де Мильё, прибывший из Марселя в далекую Россию возводить мосты. Мама – русская женщина Елизавета Алексеевна Журавлева, дочь богатого иркутского золотопромышленника.

В 1906 году во время пребывания в Ялте отец скоропостижно скончался. Несмотря на потерю родителя, детство Георгия проходило в настоящей роскоши. Мальчик жил в огромном доме, его воспитывали гувернантки из Франции.

Георгий Милляр в детстве. Фото: общественное достояние.

Георгий Милляр в детстве. Фото: общественное достояние.

Незадолго до начала Первой мировой войны Елизавета де Мильё окончательно переехала из Москвы на юг России, в Геленджик. Женщина опасалась, что революционные волнения в стране могут коснуться ее семьи.

Увы, сбежать от революции не получилось. После 1917 года вдова де Мильё с сыном остались без денег, без дома в Геленджике, без драгоценностей и накоплений. Единственное, что осталось за де Мильё – маленькая комната в их бывшей московской квартире, превращенной в коммуналку.

В 1920 году 17-летний Георгий де Мильё меняет фамилию на Милляр. Он стремится если не скрыть, то хотя бы не так сильно выпячивать свое “нехорошее” происхождение. Кроме того, Георгий скрывает тот факт, что он великолепно владеет французским и немецким языками.

Молодой человек старается мимикрировать под простого советского парня – и у него это прекрасно получается. Здесь явно сказался интерес к театру, к актерской игре, который был присущ Георгию с детства. Да и тетка Милляра, профессиональная актриса, всячески поддерживала увлечение мальчика. Так, в семь лет Георгий самостоятельно нанес на себя актерский грим, перевоплотившись в Мефистофеля из гетевского “Фауста”. Однако, когда мальчик вышел к родственникам, его ждало разочарование: гости, вопреки ожиданиям, не испугались, а начали хохотать.

Театр, театр!

С раннего детства Георгий мечтал о настоящем театре, и в 1920-х его мечта сбылась. Правда, частично. Молодой человек устроился бутафором в Геленджикский театр. Не имея возможности выходить на сцену, Милляр не унывал: ведь он был в театре, он мог каждый день смотреть представления!

А дальше – не было бы счастья, да несчастье помогло. Исполнитель одной из ролей простудился и не смог выйти на сцену. Режиссер спектакля огляделся вокруг себя и увидел юного бутафора весьма примечательной внешности. Так Георгий Милляр впервые вышел на театральную сцену.

Дебют оказался исключительно удачным. Не имеющий театрального образования молодой актер продемонстрировал невероятное мастерство и самоотдачу на сцене. Вскоре Милляр становится ведущим актером геленджикского театра.

Георгий Милляр. Фото: общественное достояние.

В 1924 году Георгий уже один из известнейших провинциальных актеров страны. Пора, наконец, покорять родную столицу. Милляр едет в Москву, где поступает в Школу молодых актеров при Московском театре Революции. Поступление далось с большим трудом: приемная комиссия начала сомневаться, следует ли брать актера столь странной внешности, да к тому же имеющему проблемы с дикцией. Тем не менее, Милляра взяли.

После окончания актерской школы Георгий становится актером театра Революции. Он играет в небольших ролях в таких постановках, как “Собака на сене”, “Ромео и Джульетта”, “Улица радости”.

Мечта о кино

Как и у любого театрального актера, в душе у Георгия Милляра была еще одна огромная мечта – о Кино. Да, Милляр понимал, что с его неоднозначной внешностью рассчитывать на роли красавчиков и героев-любовников ему не приходится, однако, он был уверен, что применение его способностям в области мимики, жеста и пластики, в кино найдется.

Первые попытки попасть на большой экран не увенчались успехом. Даже его будущий крестный отец в кино, великий сказочник Александр Роу, который в 20-е годы делал первые шаги в режиссуре, не был впечатлен пробами Милляра. Георгий Францевич вспоминал впоследствии, что на пробах он так разволновался, что из-за начавшегося вдруг заикания не смог толково прочитать предложенный текст.

Многочисленные пробы на студиях привели лишь к тому, что Милляру удалось сыграть в нескольких эпизодических ролях.

Всесоюзная Баба-яга

Александр Роу, несмотря на неудачные пробы, запомнил актера с необычной внешностью и уникальной мимикой. В 1938 году Георгий Францевич внезапно получает предложение от Роу принять участие в съемках киносказки “По щучьему веленью”. Милляру была предложена роль царя Гороха, и, несмотря на все сомнения режиссера, он блестяще с ней справился.

Фильм “По щучьему веленью” оказался исключительно успешным и у зрителей, и у критиков. Роу мгновенно получил от студии Союздетфильм заказ на новую ленту.

Этим фильмом стала сказка “Василиса Прекрасная”. Еще не приступив к съемкам Александр Артурович знал, что Георгий Милляр обязательно сыграет в ленте одну из ролей. Но какую именно – Роу не определился.

Сложнее всего режиссеру было найти актрису на роль Бабы-яги. Кто только не примерял на себя платочек и душегрейку! Одной из претенденток была знаменитая Фаина Раневская. Но Роу все время что-то не устраивало. В конце концов режиссер обратился за советом к Георгию Милляру, который к тому моменту стал другом Роу. Георгий Францевич сказал:

«Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю».

Роу посмотрел на друга-посмотрел, подумал, да и говорит ассистентам:

-А ну, загримируйте Жору.

Через полчаса из гримерки вышла … Баба-яга. Настоящая сказочная старуха, вредная и пугающая. Присутствовавшие в студии дети разбежались от страха, и даже самому Роу стало не по себе.

Георгий Милляр в роли Бабы-яги.

Георгий Милляр в роли Бабы-яги.

После выхода “Василисы Прекрасной” о Георгии Милляре заговорили все. Перевоплощение актера в Бабу-ягу называли гениальным, безупречным. И так оно и было.

В 1944 году Александр Роу пригласил Милляра сыграть Кощея Бессмертного. Георгий Францович подошел к роли исключительно скрупулезно. Он изучал сказки, читал книги о нечистой силе и даже ходил по церквям, изучая иконы с изображением Страшного суда. Съемки проходили в Душанбе, куда студия Союздетфильм была эвакуирована из-за войны.

Милляр снимался практически без грима: из-за недоедания он страшно исхудал, весил 48 кг. И именно такой облик был нужен для роли. Кощей в исполнении Георгия Францовича получился невероятном жутким. Даже лошади боялись вошедшего в образ актера: скакунам приходилось завязывать глаза, иначе они отказывались подпустить “Кощея” к себе.

Георгий Милляр в роли Кощея.

Георгий Милляр в роли Кощея.

Фильм “Кощей бессмертный” окончательно закрепил за Милляром статус главного исполнителя разного рода нечистой силы в советском кино.

Настоящим триумфом актера стало его повторное появление в роли Бабы-яги в сказке Александра Роу “Морозко”, вышедшей на экраны в 1964 году. Этот фильм стал культовым, собрал огромные деньги в прокате, был тепло встречен за рубежом и до сих пор считается выдающейся классикой кинематографа.

“Я не мужчина, я – Баба-яга!”

Георгий Милляр был всесторонне образованным, умным, общительным человеком с отличным чувством юмора.

Однако, необычная внешность Милляра привела к появлению в актерской среде слуха, что он никогда не был с женщиной и почти всю жизнь прожил с матерью в их комнате в коммуналке.

Это не так. Милляр не был ловеласом и не пользовался особым успехом у женщин, но жена у него была. В возрасте 22 лет Георгий женился на актрисе Театра Революции. Увы, брак вскоре распался: Милляр уличил жену в измене.

В 1969 году умерла мама Милляра, которую он любил всей душой. По совету Александра Роу актёр делает предложение соседке по коммунальной квартире – 59-летней консьержке одного из советских министерств Марье Васильевне. Женщина потеряла мужа на войне, вырастила троих детей и относилась к соседу с большим уважением.

Однако, предложение Милляра застало Марью Васильевну врасплох.

«Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны!».

Ответ Милляра был весьма неожиданным:

«А я не мужчина, я — Баба-Яга».

Марья Васильевна рассмеялась и согласилась выйти за Милляра. Свадьбу сыграли во время съемок сказки “Варвара-краса, длинная коса”. Через пять лет после оформления отношений Милляры получают двухкомнатную квартиру в новом районе на окраине столицы.

Падчерица Георгия Францевича вспоминала, что актёр любил ее мать всей душой, готов был сделать для нее все. А Марья Васильевна, в свою очередь, обожала своего “Кошу” – такое было у Георгия Францевича домашнее прозвище.

Мечта о больших ролях

Огромным ударом для Милляра стала смерть Александра Роу в 1973 году. Актёр потерял не только друга, но и режиссёра, приглашавшего Георгия Францевича во все свои фильмы без исключения. Сотрудничество двух друзей – Милляра и Роу – стало золотой страницей в истории нашего кино.

После смерти Роу Георгий Францевич на протяжении некоторого времени находился в творческом простое, испытывал определенные проблемы с финансами.

Не секрет, что Милляр мечтал играть не только Бабу-ягу и Кощея. Актер признавался, что он хотел бы попробовать себя в серьезных киноролях.

«Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чём я, грешный, мечтаю».

 Увы, эту мечту Милляру исполнить не удалось. Да, другие режиссеры приглашали его в свои фильмы, но, как правило, на второстепенные роли.

Наиболее известны работы Милляра в “Кавказской пленнице” Гайдая (гостеприимный кавказец, дающий Шурику рог с вином), в “Войне и мире” Бондарчука (французский солдат Морель), а также в исторической драме “Баллада о Беринге и его друзьях” (шут Балакирев).

Георгий Милляр в "Кавказской пленнице".

Георгий Милляр в “Кавказской пленнице”.

После развала СССР Милляр, как и многие другие советские актёры, оказался практически без работы.

В 1993 году Георгий Францевич Милляр заболел воспалением легких и скончался. Ему было 90 лет.