14.04.2024

Какие советские актеры больше остальных получали письма от телезрителей

Порой на конвертах указывали простецки без адреса: «Актеру такому-то» – и ведь эти письма доходили! А иной раз сообщения присылали на Центральное телевидение, где уже распределяли письма конкретным актерам и (реже) режиссерам.

Как вы думаете: кому писали чаще остальных?

Официальной статистики на сей счет не велось. Да никому бы и в голову не пришло вести даже неофициальные подсчеты.

Но все же есть актеры, которым, по признанию большинства их коллег, увлеченная публика писала чаще остальных. По крайней мере, по субъективным ощущениям людей из кино-мира (поскольку, как уже сказано, объективных списков с точными рейтингами никто не составлял).

Итак, назовем несколько ярких примеров.

Одной из самых первых любимиц публики стала Любовь Орлова, получавшая максимальное по тем временам число писем от зрителей. Поклонники любили все фильмы с ее участием, от ранних «Веселых ребят» 1934 г. до более поздней и «зрелой», но столь же искрометной и веселой «Весны» 1947 г.

Ее успех мало кто мог бы затмить. Во всяком случае, в те же годы.

А вот в другое время огромное количество посланий приходило таким актерам, как:

  • Владимир Коренев, который полюбился прежде всего после «Человека-амфибии» 1961 г. Нередко на конвертах в строке адреса указывали коротко: «Москва, Кореневу», а то и еще проще: «Ихтиандру». И, что самое интересное, письма доходили до нужного адресата. Потому что на почте тоже любили фильм «Человек-амфибия»;
  • Александр Абдулов, которому особенно часто писали женщины. Что и нетрудно понять с учетом внешности актера;
  • еще один красавец – Василий Лановой, которого обожали повально все и которому прощали любые недочеты и «недоигрывания» (впрочем, таковых у него почти и не было);
  • Вячеслав Тихонов, которого публика полюбила практически с его самых первых ролей. Но максимальный шквал писем на него обрушивался дважды – после выхода на экраны в 1967 г. «Войны и мира», а также в 1973 г. «17 мгновений весны»;

Кадра из фильма «Война и мир», коллаж с so-school

  • Олег Янковский, который много раз, что называется, просыпался знаменитым после премьеры какого-либо кино или спектакля – фильмов «Щит и меч» 1967 г., «Служили два товарища» 1968 г., картин Марка Захарова и проч.;
  • многие другие.

Одним из лидеров списка был актер, сыгравший больше всего ролей в советском кино. И тут статистика как раз ведется – СМИ пишут, что этот человек даже попал в Книгу рекордов Гиннесса в качестве наиболее часто снимавшегося в советском кино: более 250 (по другим данным, порядка 275) ролей сыграно им в кино- и телефильмах.

Впрочем, информация пока не до конца проверена: на официальном сайте самой Книги рекордов Гиннесса этот актер не указан…

Более того, искусствовед Виталий Вульф, например, называет совсем иной рекорд, причем гораздо больший: 389 ролей в кино у Любови Соколовой. Но признайтесь честно: вы сразу вспомнили эту актрису?..

Не зря его собрат по лицедейскому делу Валентин Гафт даже посвятил ему эпиграмму: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где играл Джигарханян». Потому что речь тут – именно об Армене Джигарханяне.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

А вот Николай Еременко может, пожалуй, возглавить рейтинг самых противоречиво воспринятых публикой персонажей:

  • с одной стороны, его очень полюбили, особенно после фильма 1980 г. «Пираты XX века»;
  • с другой стороны, большинство из многочисленных писем он получал… гневного содержания.

Зрители корили актера за резкую смену имиджа: после романтичного героя (например, Жюльена Сореля из фильма «Красное и черное» 1976 г.) – в подражателя западному кино. Еременко с горечью рассказывал в интервью о содержании таких, например, зрительских посланий ему: «Как вам не стыдно?! Как вы могли так пасть с высот искусства до такого низкого жанра?»

Заметим, что кино «Пираты XX века» признано абсолютным лидером среди советских фильмов: его посмотрели 87,6 млн зрителей! 2-е место в данном рейтинге заняла картина 1980 г. «Москва слезам не верит», а 3-е место – комедия 1969 г. «Бриллиантовая рука».

Как следствие, в числе любимцев публики и почтальонов оказались исполнители главных ролей в этих фильмах: Алексей Баталов, Вера Алентова, Ирина Муравьева, Юрий Никулин, Александр Демьяненко и др.

Со съемок фильма «Москва слезам не верит». Кадр с news.myseldon

Любопытно, что, к примеру, Баталову после премьеры этой картины приходило много признаний в любви от представительниц прекрасного пола, а сам он не понимал такого отношения к своему герою/

Если же говорить конкретно насчет советских сериалов, то СМИ писали, что больше всего писем от зрителей пришло после просмотра… как вы думаете – какого многосерийника? «17 мгновений весны»? «Следствие ведут ЗнаТоКи»?

Нет.

Более 300 000 посланий от зрителей пришло после просмотра одного из самых первых советских телесериалов – «День за днем» 1971 г. Сыграли в нем 144 артиста из различных московских театров. Много писем приходило Нине Сазоновой, Алексею Грибову, Вячеславу Невинному, Татьяне Назаровой и др., а также исполнителям песен в этом кино Льву Лещенко и Валентине Толкуновой.

Считается, что такой грандиозный успех ни до, ни после ни один советский сериал не повторил.

Много посланий приходило и детям-актерам. Так, особенно публика обожала:

  • Валентину Курдюкову (Ксанка), Михаила Метелкина (Валерка), Василия Васильева (Яшка) и Виктора Косых (Данька) из нескольких картин 1960-х гг. о приключениях неуловимых;
  • Володю и Юру Торсуевых после «Приключений Электроника» 1979 г.;
  • Наташу Гусеву после «Гостьи из будущего» 1984 г.;
  • Егора Дружинина, Дмитрия Баркова и Ингу Ильм после двух детских фильмов 1980-х гг. о Петрове и Васечкине;
  • и др.

Но даже среди такого океана любви поклонников был один актер в СССР, который умудрялся особо выделяться из общего фона. У этого актера почти не было столь же мощных конкурентов, как он сам, в той сфере, в которой он играл.

И это несмотря на то, что он «пришептывал при разговоре, посвистывал при дыхании и поскрипывал при ходьбе».

Не угадали, о ком речь?

Кадр из советской передачи

Ну, это тот, с кем, если его «в тихом месте прислонить к теплой стенке… еще очень можно иметь дело»: Аркадий Райкин.

Да, конечно, у нас в СССР были и сатирики, и артисты разговорного жанра, и разного рода комики… Было среди них много популярных любимцев публики. Но настолько мощной волны народной любви, как Райкин, не доставалось на тот момент никому из представителей его актерской ниши.

И – да, вероятно, по числу посланий актеры наподобие Тихонова или Орловой превосходили Райкина. Но мы говорим о лидерстве именно в конкретной нише. А там – о, там Райкину не было равных в те годы. А может быть, и до сих пор нет. Или вы так не считаете? 🙂

Разумеется, были и другие любимцы публики, которых поклонники заваливали корреспонденцией. Здесь указаны лишь некоторые, зато довольно яркие персоны. Называйте и ваши примеры, уважаемые читатели, – интересно ведь! 🙂