23.06.2024

«Мастер и Маргарита»: как снимали самую трогательную сцену фильма Бортко – на лунной дорожке

Конечно, все уверены: если речь о книге Булгакова – жди мистики и всяких неожиданностей.

Примерно так подходили к экранизации и в команде Бортко. Несмотря на здоровый скептицизм и вообще «научный» дух.

И все равно время от времени при съемках происходили какие-то странные вещи. Например, прямо перед отработкой знаменитой сцены на Патриарших прудах какой-то незнакомец «с улицы» вдруг произнес в пространство: «Ничего у вас не получится!»

Но ведь получилось! Хоть и с трудом.

И одной из самых сложных (в том числе эмоционально) сцен стал разговор на лунной дорожке ближе к финалу последней серии.

«Мастер и Маргарита»: как снимали самую трогательную сцену фильма Бортко – на лунной дорожке
«Мастер и Маргарита»: как снимали самую трогательную сцену фильма Бортко – на лунной дорожке

Кадр из фильма Бортко «Мастер и Маргарита»

Интересно, что актера Кирилла Лаврова, воплотившегося в Понтия Пилата, режиссер назвал «абсолютно идеально подходящим для этой роли».

Именно за ним Владимир Бортко видел «ощущение значимости личности, принадлежности к империи». В интервью режиссер признавался, что во время съемок ему постоянно хотелось сказать: «Я вас слушаю, товарищ Лавров, я вас понял».

Не зря же Кирилл Юрьевич в советский период играл Владимира Ленина и других крупных лидеров… 🙂

Сыгравший же Иешуа (булгаковскую литературную фантазию-интерпретацию библейского сюжета) Сергей Безруков к съемкам подошел очень ответственно:

  • держал пост;
  • в 2 раза уменьшил количество спектаклей, в которых он участвовал;
  • конкретно в спектакле «Признания авантюриста Феликса Круля» длительное время не играл, поскольку он «пропитан энергией paзpyшeния». А возобновив свое там участие, пересмотрел образ этого героя;
  • стал более гармонично, спокойно оценивать конфликты, каждый раз мысленно цитируя Иешуа: «Добрые люди».

Некоторые моменты в лунной сцене режиссер придумал сам:

  • он спланировал перекличку между героями, ведь Иешуа и Мастера озвучивал один и тот же актер – Безруков;
  • Пилат у Булгакова был нацелен на освобождение от бoли, а у Бортко – на поиск оправдания, добра и света;
  • возраст Пилата-актера почти в 2 раза превышал возраст Пилата-реального. Но это также было задумано режиссером намеренно, чтобы подчеркнуть, что убеждения прокуратора изменились под влиянием встречи с Га-Ноцри не случайно, не под влиянием импульса молодости;
  • кино-Пилат получился человеком, ищущим правду и бессознательно желающим стать философом, в отличие от литературного Пилата, который «скалил желтые зубы», был небрит, криво усмехался и лично (а не «дистанционно», всего лишь отдавая приказ) спасал Крысобоя на пoлe бoя.
Кадр из фильма Бортко «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма Бортко «Мастер и Маргарита»

Пришлось потрудиться и техническим работникам съемок.

Например, разговор на лунной дорожке, как и все парящие сцены (полет Маргариты и Наташи, материализация Коровьева из воздуха…), частично снимали под потолком павильона на «Ленфильме».

После съемок актеров монтажеры ретушировали и прочим образом убирали на компьютере с костюмов персонажей все пояса подвесок. Также им пришлось тщательно стирать тросы плюс сделать фигуры актеров эфирными – полупрозрачными.

Безусловно, в этой сцене пришлось поработать и программистам, многое было «додумано» на компьютере.

Наконец, после этой сложной работы надо было еще с помощью графики наложить съемку света луны.

В результате совместных усилий всех (от режиссера и актеров до программистов и ретушеров) сцена получилась не просто трогательная и тревожная, но трепетная и щемящая.

В ней замечательно звучат как вопрос-требование Понтия Пилата «Но ведь этого не было?..» как последняя надежда на несбыточное, так и ответ Иешуа «Конечно, не было». В этом разговоре – вся глубина по-настоящему доброго, светлого милосердия. Милосердия по-библейски: прощать любимых людей вы можете, но надо прощать и врагов.

Пронзительно выглядят фигуры собеседников, идущих всё выше… а также фигура пса Банги, который бежит вслед за своим хозяином. Ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

И глубоко, проникновенно звучит музыка Игоря Корнелюка.