
Кладбище — место вечного упокоения, тишины и молитвы. Но в массовом сознании оно часто окутано плотным покровом суеверий, которые, как паутина, опутывают и верующих людей, сея страх и непонимание. Многие из этих примет мы воспринимаем как неотъемлемую часть ритуала, даже не задумываясь об их истоках и соответствии христианскому вероучению.
Православный священник иерей Владислав Береговой поможет нам разобраться в самых распространенных кладбищенских суевериях и отделить подлинную веру от языческого страха.
- Запрет на взгляд назад и «правильная» калитка
Пожалуй, одно из самых живучих убеждений — нельзя оборачиваться, покидая кладбище. Считается, что этим можно «позвать» усопшего за собой или навлечь на себя новую смерть. Отец Владислав напоминает: «Христианин верит, что душа умершего находится в руках Божьих, а не бродит по кладбищу, чтобы последовать за живыми. Оборачиваться или нет — дело сугубо житейское, не имеющее духовного значения. То же самое касается оставления открытой или закрытой калитки на могиле. Это вопрос уважения к месту и порядка, а не мистический ритуал».
- Слова и жесты: что мы на самом деле желаем усопшему?
Многие искренне желая выразить скорбь, произносят фразу: «Пусть земля будет пухом». «Эта фраза — наследие языческого римского прошлого, — поясняет священник. — Христианин верит не в вечный сон в мягкой земле, а в грядущее воскресение. Поэтому единственно верным пожеланием для души усопшего является «Царства Небесного» или «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего»».
- «Нечистота» или жизнь? Кому нельзя на кладбище
Сильны суеверия о том, что беременным женщинам, женщинам в «критические дни» и маленьким детям ходить на кладбище нельзя. Якобы они особенно уязвимы для «негативной энергии» или могут осквернить место. «Это глубокое заблуждение, — говорит отец Владислав. — Беременность и материнство — это благословение, а естественные процессы организма не делают человека «нечистым» перед Богом. Кладбище — это место для молитвы, куда можно и нужно приходить всем, кто хочет почтить память близких. Детей же с ранних лет стоит учить правильно относиться к смерти — не со страхом, а с надеждой на вечную жизнь».
- Магия поминок: рюмка, хлеб и «греющие» руки
Целый пласт суеверий связан с поминальной трапезой. Ставить рюмку с водкой и хлебом для усопшего, лить алкоголь на могилу, катать яйца — все это отголоски древних языческих тризн, когда считалось, что душа умершего нуждается в еде и питье. «Душа, пребывающая в ином мире, не нуждается в материальной пище, — подчеркивает священник. — Ей нужна наша искренняя молитва. А оставленная на могиле еда часто просто разлагается или поедается бродячими животными, что не добавляет месту благолепия».
Отдельный абсурдный ритуал — греть руки на плите после похорон, чтобы «не занести смерть в дом». «Это чистой воды магия, не имеющая ничего общего с христианством. Смерть побеждена Христом, и боязнь ее как некой «субстанции» — это проявление маловерия».
- Душа после смерти: призраки, реинкарнация и кремация
Многие верят, что если человека не отпели, его душа станет призраком, или что на Радоницу души усопших «приходят» на кладбище. «Душа после частного суда отправляется в место, уготованное ей Богом, — в райские обители или в мытарства. Она не скитается среди живых. На Радоницу мы к ним приходим — на их земной «дом», чтобы разделить пасхальную радость и помолиться».
Страх перед кремацией также часто подпитан суевериями: якобы это вредит душе или может стать причиной болезней потомков. «Церковь, отдавая предпочтение традиционному погребению, не запрещает кремацию, если на то нет вынужденных обстоятельств. Бог, сотворивший мир из ничего, силен воскресить тело из любого состояния. Кремация никак не влияет на участь души и здоровье будущих поколений — это суеверный взгляд».
- Бытовые страхи: земля, участки и одежда
Не стоит бояться погребальной земли с отпевания — ее можно хранить дома, а можно с благоговением крестообразно посыпать на могилу. Не является грехом и заранее купленный участок на кладбище или погребальная одежда — это проявление здравой заботы о будущем.
«Этот список можно продолжать до бесконечности, — заключает иерей Владислав Береговой, — но главное: смотрите рассудительно на всё и помните, что «на всякий случай» выполнять ничего не нужно, если не хотите нагрешить и навредить себе. Суеверие — это вера в пустоту, в слепую случайность, которая заменяет собой веру во всемогущего и любящего Бога. Если чего-то не знаете — спросите священника. Не позволяйте страху украсть у вас мир в душе и радость общения с ушедшими близкими в молитве».
Иерей Владислав Береговой