16.04.2024

Музыку к комедиям Гайдая писали тоже весело: 5 историй со съемок

1. Музыку ко многим комедиям написал Александр Зацепин.

Вообще-то 1-ым большим произведением Александра Сергеевича стал балет «Старик Хоттабыч» по книге Лазаря Лагина, а кино-муз-дебют состоялся на Алма-Атинской киностудии в 1957 г., когда снимали фильм «Наш милый доктор».

Однако больше всего композитор прославился своей музыкой к картинам Леонида Гайдая.

Также для фильмов Гайдая писал музыку Никита Богословский. Помните задорные мелодии в короткометражках «Пес Барбос…» и «Caмoгoнщики»? Так вот композитором там был именно он.

Но с Богословским, увы, проявились некоторые разногласия, и режиссер начал искать другого композитора для своей новой комедии – «Операция “Ы”…». С тех пор он и начал сотрудничество с Зацепиным.

И одна из историй со съемок рассказывает о необычных способах написания музыки Зацепиным для Гайдая.

Кинокартины этого мэтра были весьма эксцентричными. И сценарии были примерно такими же. Так, в розданных съемочной группе текстах то тут, то там виднелись пометки Гайдая: «галоп», «марш», «вальс» и проч.

Чтобы соответствовать мэтру, подчеркнуть дух комедии, композитор придумал применять для записей самый необычный реквизит:

  • охотничьи «крякающие» манки (это которые для подманивания уток). Их использовали, в частности, в новелле про сдачу экзамена;
  • маленькие колокольчики, звуки которых были замедлены в 8 раз;
  • судейские свистки;
  • и даже… измерительные рулетки.

Набив руку, композитор начал уж и вовсю креативить. И вопреки запланированному Гайдаем «галопу» пустил xyлигaна Федю бегать по стройке в папуасском наряде под «тропическую» самбу.

5 историй со съемок

Тропики на советской стройке. Кадр из комедии Гайдая «Операция “Ы” и другие приключения Шурика»

2. Самым интересным решением Зацепина, которое надо выделить отдельно (хоть это и та же самая «Операция “Ы”…»), была мелодия к сценке посадки Шурика в общественный транспорт.

В сценарии напротив описания этой сценки рукой Гайдая было указано: «галоп». Но Зацепин вновь поступил по-своему. И после этого творческого оригинального решения режиссер понял, что нашел своего композитора.

А дело было вот как.

Чтобы придумать музыку для персонажа, Александр Сергеевич проанализировал его характер. И вывел, что Шурик – это… Иванушка из русских народных сказок, просто он живет в наши дни. Поэтому мелодии его должны сопровождать как бы сказочные.

И композитор придумал очень быстрое, виртуозное соло для аккордеона.

Хоть сам он отлично справлялся с этим инструментом, но собственноручно запланированный им же самим темп выдержать не смог. Поэтому Зацепин поступил хитро: уменьшил в 2 раза скорость базовой фонограммы, записал под нее соло, а после этого уже запустил пленку на нормальной скорости.

Все отдельные этапы работы над рождением мелодии выглядели, а главное звучали смехотворно. Но в итоге музыка получилась замечательная.

3. Говоря об «Операции “Ы”…», нельзя не вспомнить песню «Постой, паровоз!». Оказывается, она была из военного «арсенала» самого Юрия Никулина, исполнившего ее в кадре.

Этот актер-клоун, бывший большим шутником с детства, коллекционировал не только анекдоты, но и хорошие песни. И конкретно эту он услышал на войне, а записал в свой альбом уже после демобилизации.

Гайдай, любивший дружески сотрудничать с участниками съемочной группы, попросил всех, кто знал блaтные лиричные песни, напеть ему их – чтобы выбрать для фильма.

Несколько вариантов ему предложил Никулин. Но режиссер загорелся идеей отобрать что-то уж очень жалостливое, чтобы было, как птичку «жалко».

И вот тогда Никулин вспомнил об этой песне про маму, сына и кондуктора с тормозами. 🙂

4. Все знают лиричную и в то же время оптимистичную песню «С любовью встретиться» из комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». По сюжету ее исполняла жена Шурика – киноактриса Зина на съемочной площадке перед режиссером Якиным. А за кадром ее спела Нина Бродская.

Во время записи и в кадре фильма. Фото с  i-modern
5 историй со съемок

Во время записи и в кадре фильма. Фото с i-modern

Так вот поначалу вокал поручили любимице советской публики Софии Ротару. Но потом решили ее заменить.

Нет-нет, с Софией Михайловной у Леонида Иовича не было никаких ссор и недопонимания. Просто Ротару настолько нешуточно подошла к делу, что ее песня получилась… уж слишком проникновенной, слишком глубокой, слишком серьезной для такого несерьезного жанра, как комедия.

В ее исполнении слова «Звенит январская вьюга» слышались даже как-то эпохально, что ли. Гайдай решил слегка «cнизить гpaдyc». И петь пригласили Бродскую.

5. А для исполнения песни в «Бриллиантовой руке» пригласили Аиду Ведищеву. Причем на «Мосфильме» она по стечению обстоятельств оказалась ночью.

Приехав туда для записи тoмнoго танго «Помоги мне», она увидела огромный красный ковер прямо посреди студии, на котором уютно расположилась ее «комиссия для прослушивания»: Гайдай, Миронов, Никулин и бyтылкa «бeлeнькoй» c зaкycкoй.

Нет-нет, конечно, фильмы Гайдай снимал исключительно в трезвом уме и доброй памяти. Но в тот раз ведь дело было уже ночью, так сказать, после работы.

И вот певице предложили присоединиться к «комиссии». Но она поставила вопрос ребром: петь или пить?

В результате песню записали довольно быстро – к 5 утра.