26.04.2024

“Непарадный СССР” на картинах советского художника Василия Колотева

Советский художник Василий Иванович Колотев во времена СССР считался абсолютно “антисоветским”. Колотев – нонконформист, яркий представитель неофициального искусства 70-80 годов. Художник изображал повседневный быт в СССР в иронической, а подчас и откровенно критической манере. Героями картин Колотева становились обитатели коммуналок, завсегдатаи пивных, “короли” подворотен.

Разумеется, такой подход не позволял художнику рассчитывать на участие в официальной выставочной деятельности. Однако, Колотеву этого было и не нужно.

Устроившись слесарем на один из московских заводов, Василий Иванович получил относительную финансовую самостоятельность и возможность вести подпольную художественную деятельность. Колотев знакомится с ярчайшими представителями советского андерграунда, но, не являясь тусовочным человеком, “своим” в творческом подполье он не стал. Художник уединенно работает, превратив маленькую комнату в коммунальной квартире на Старом Арбате в мастерскую.

В конце 80-х, когда Советский Союз уже начал распадаться, а в обществе господствовали антикоммунистические прозападные настроения, художник начал проводить персональные выставки в зале на М. Грузинской, считавшемся приютом советских нонконформистов.

Жанровые картины Василия Колотева посвящены застойному периоду в истории СССР, а также перестройке. Художник изображает Советский Союз унылым, бедным, скорбным местом, в котором живут усталые, малокультурные и несчастные люди.

Некоторые искусствоведы либерального крыла считают, что по картинам Колотева в будущем будут изучать историю СССР.

0,5 не принимают

Василий Колотев "0.5 не принимают", 1983.

Василий Колотев “0.5 не принимают”, 1983.

Картина “0,5 не принимают” была написана Василием Колотевым в 1983 году. На ней мы видим очередь в пункт приема стеклотары. Мужчины и женщины с сумками, набитыми бутылками и банками, столпились у окошка. Страшная новость разносится по очереди – “0,5 не принимают” – бутылки-“чебурашки” придется нести домой. Зато баночки от майонеза и поллитровые банки принимают, но важно, чтобы они были хорошо отмыты и без этикеток.

В медвытрезвителе

Василий "Арест пропагандиста. Медвытрезвитель". 1979 г.

Василий “Арест пропагандиста. Медвытрезвитель”. 1979 г.

В советское время пьяных на улицах практически не было, потому что их немедленно забирала милиция и везла в так называемые медвытрезвители. Процесс изъятия пьяного с улицы мы можем наблюдать, например, в фильме “Бриллиантовая рука” Гайдая. На картине Василия Колотева мы видим прибытие злоупотребившего мужчины в вытрезвитель. Сотрудники крепко держат новоприбывшего здоровяка – очевидно, он буйный.

Бульварная сцена

Василий Колотев "Бульварная сцена", 1984.

Василий Колотев “Бульварная сцена”, 1984.

Классика нонконформистов – изображение употребляющих “хроников”. Одежда, позы, антураж все нарочито грубое, серое и безнадежное. За исключением розовощекой дворничихи, чистящей снег. Дворничиха олицетворяет на этой картине надежду. Сейчас она дочистит снег до лавочки и прогонит лопатой собравшихся алкоголиков.

Очередь

"Непарадный СССР" на картинах советского художника Василия Колотева
“Непарадный СССР” на картинах советского художника Василия Колотева

Василий Колотев “Очередь”, 1985 г.

Для советского андерграунда очередь – это явление чуть ли не сакральное. Писатель-постмодернист Владимир Сорокин посвятил очереди целый роман. Не остался в стороне и Василий Колотев, написавший в 1985 году картину “Очередь”. На ней мы видим людское море перед прилавком с несколькими горками бычков в томате и бычков в масле. Кажется, люди стоят уже не из-за бычков, а это своего рода молчаливая акция протеста в духе пушкинского “Народ безмолвствует”.

Разделка по отрубам

Василий Колотев "Разделка по отрубам", 1985.

Василий Колотев “Разделка по отрубам”, 1985.

В фильме “Ребро Адама” героиня так объяснила своей матери, что такое коммунизм: “Знаешь, что такое коммунизм, мама? Это когда у каждого советского человека в магазине есть свой знакомый мясник!”. К знакомому мяснику заходили с черного входа и получали самые лакомые куски мяса. Обычные “смертные” шли через главный вход. Их-то мы и видим на картине Василия Колотева “Разделка по отрубам”. Люди ждут своего “куска”, пока мясник проводит “разделку по отрубам”. Вот только никакого мяса в магазине нет – мясник замахнулся топором над пустой колодой.

Вот такие весьма неоднозначные и спорные картины Василия Колотева. Не буду спорить с художником, ведь “он так видит”, скажу лишь одно: в наше, сугубо капиталистическое время давно нет медвытрезвителей, а бутылки и банки практически нигде не принимают. И что же мы видим в итоге? Пьяных на улицах стало меньше? Мусора стало меньше?