19.04.2024

Нетипичный офис в “Служебном романе”

Сознание определяется бытием и подчиненную роль первого можно уравновесить разве что здоровым солипсизмом. Именно поэтому наш внутренний голос, слущащий рупором жизненного опыта (а тот имеется даже у младенцев), при встрече с чем-то непривычным, тут же приобретает возмущённый оттенок: “Так не должно быть!”, “Этого не может быть, потому что не может быть никогда” и. т. п.

Нетипичный офис в "Служебном романе"

Кадр из фильма “Служебный роман” – из свободных интернет-источников

Типичный ещё с советских времен рабочий кабинет в среднем рассчитан на 5-6 сотрудников (с соответствующим количеством столов, кульманов и т.д.). А у руководителей предприятий-организаций-учреждений, помимо собственно начальственного стола, для совещаний с подчиненными и приема посетителей всегда установлен еще длинный ряд столиков рангом попроще (плюс приемная с секретаршей в качестве непременного атрибута).

Полно до сих пор и небольших кабинетиков на одного-двух (а в поликлиниках в основном именно такие), зато канули в прошлое оглушительно шумные машбюро с десятками сидящих рядами машинисток (страшней того грохота мог быть только визг матричного принтера)…

Кадр из фильма "Осенний марафон" - из свободных интернет-источников

Кадр из фильма “Осенний марафон” – из свободных интернет-источников

В пору поинтересоваться, откуда такие познания в области “кабинетологии”? У меня они берут начало еще с той бухгалтерии (на 8 сотрудниц за сдвоенными столами), в которой работала моя мама, и где мне приходилось дожидаться её после детского сада. Конечно не всем так повезло с родителями (у кого-то ж они работали в сельском хозяйстве или в огромных цехах, куда не пускали на экскурсию, да и мало ли специальностей, не связанных с кабинетами), но, уверен, у всех и так наберётся увесистый список: куда ж без детских поликлиник, а потом и кабинета директора школы, а с вхождением во взрослую жизнь – и различных присутственных мест.

Моя собственная служебная деятельность 20 лет была связана с множеством кабинетов и здесь самое время перейти к когнитивному диссонансу, напрямую связанным с кинематографической тематикой нашего канала. Я про фильм Эльдара Рязанова “Служебный роман” (1977), а вернее про огромный офис почти что американского образца, в котором у всех на виду трудятся в меру сил и способностей десятки (если не сотни) сотрудников статистического учреждения. И где личные кабинеты есть только у директора Л. П. Калугиной и её зама Самохвалова, а тот же начальник отдела Бубликов вынужден ютиться под лестницей, ежеминутно отвлекаясь от цифр государственной важности.

Кадр из фильма "Служебный роман" - из свободных интернет-источников

Кадр из фильма “Служебный роман” – из свободных интернет-источников

Ни в одном другом советском фильме подобной организации умственного труда я не припоминаю: все люди как люди – работали в кабинетах, рассчитанных от силы на 10 человек, обычно же на 4-6. Вспомнить хотя бы сотрудников НИИ из “Самая обаятельная и привлекательная” или “Где находится нофелет?”.

Кадр из фильма "Самая обаятельная..." - из свободных интернет-источников

Кадр из фильма “Самая обаятельная…” – из свободных интернет-источников

Огромные офисы с бесконечными рядами столов желательно со сквозным проходом – это уже характерная черта американизированной современности! Для полноты сходства не хватает туда-сюда снующих курьеров с тележками. И голливудские комедии вроде “Стажёра” (2015) Де Ниро тому образец. Хотя уже и в тамошних кинодетективах 80-90-х полицейские управления были устроены по тому же принципу – отдельные кабинеты мало у кого, так что вечная шумиха-движуха кругом. У нас-то иначе: основная работа за закрытыми дверьми.

И на своём личном опыте (можно сказать, воочию) я столкнулся с подобным офисом, когда недалеко от моего города во второй половине 2000-х всем миром строили завод по производству СПГ. И среди прочих времянок (вроде рабочих общежитий и столовых) для управленческих нужд отгрохали “контору” американского типа – человек на 100-150 – где каждый представитель “планктона” как под микроскопом.

Кадр из фильма "Стажёр" - из свободных интернет-источников

Кадр из фильма “Стажёр” – из свободных интернет-источников

Впрочем, не исключено, что все мои сомнения свидетельствуют лишь о провинциальности, а на самом деле таких мегаофисов как в “Служебном романе” в столицах полно было и в советские времена. А то, что не снимали в них и про них кино до и после – ну, значит, не было подходящих сценариев! Ведь, как известно, львиная доля наших производственных киносюжетов, разворачивалась в полях, цехах и в кабинетах начальников (а также на подступах к ним). А в свою защиту остаётся сказать, что в этой комедии Рязанова интерьеры большей частью в павильонах. сооружения, сооруженных на киностудии.

(с) Albert Magnus