25.04.2024

Почему новый мультфильм о трех богатырях, “не очень”

Кажется, в новом мультфильме о трех богатырях – «Три богатыря и конь на троне» –его создатели весело решили порадовать публику всеми штампами, какие накопила культура. А именно – о том, что:

1) любая кухарка может управлять государством. Ну, или любой библиотекарь, даже если он всего лишь говорящий конь.

И речь тут – не о фразе, чье авторство приписывается то Ленину, то Троцкому, а то порой и Маяковскому. Но речь тут – о сложившемся в культуре стереотипе в целом.

Случайно (по воле Яги, чье волшебство случайно угодило «не в ту сторону») перевоплотившись в Князя, конь Юлий «cpывaeтся c кaтyшeк». Он изо всех сил старается изменить Киев, устраивая в нем Венецию, но всё идет тяп-ляп и разваливается.

Ой, не зря все-таки на князей учат… во всяком случае, по сказочной логике… так, в родственном мультфильмам о трех богатырях мульте об Иване Царевиче и Сером Волке Царь говорит, что он долгие-долгие годы учился, прежде чем занять трон.

Юлий же ничему не учился, а, оказавшись у власти, ничего не улучшил, но только лишнего и даже вредного наворотил;

мультфильм о трех богатырях
мультфильм о трех богатырях

2) не любой правитель страны может пахать, как конь, но попробовать полезно всякому. Из-за колдовства Яги дух нашего Князя переселяется в тело Юлия. И в этом непривычном для себя облике он по закону пoдлocти оказывается в самом подходящем для коня месте – на селе в разгар летних работ.

Так в мультике можно увидеть мечту простых работяг: как правитель опростонародился.

И пахать бы нашему Князю до скончания лошадиного века, если бы не его «местами взбрыкивающий» темперамент да еще помощь простой деревенской девочки Фроси;

3) поменять телами персонажей – это смешно. Правда, смешно это было этак два-три десятка фильмов и мультиков назад… Но в студии «Мельница» решили обратиться к данному избитому излюбленному приему.

В результате вместо Князя Киевом управляет Юлий, а сам Князь в теле «коняшки» пашет на полях у крестьян;

4) маниловщина – это плохо. Да-да, каждая кухарка в курсе, как именно надо управлять страной. И любой гражданин прекрасно понимает, что конкретно нужно в государстве исправить. Но, как только дело доходит до практики, эти кухарки и граждане почему-то управляют из рук вон плохо.

И дело не в том, что якобы киевляне не готовы принять такого суперкреативного и ультрасовременного Юлия с его прожектерством. Дело – в бесполезности его прожектов;

5) сироте помогать – это хорошо. Да-да, это действительно хорошо. Но «меня терзают смутные подозрения», что Князь в этом мультике удочерил девочку не по велению сердца… а из коммерческого расчета создателей мультика.

Надо ведь о чем-то снимать! Казалось бы, всё, что можно, о трех богатырях нам уже показали. А о чем показывать в таком случае дальше? О подвигах детей богатырей.

Правда, почему-то ни Илье, ни Добрыне, ни Алеше мультипликаторы детей так еще и не нарисовали. Вместо этого они решили осчастливить дочкой Князя.

При этом супругой его не наградили. Видимо, после неудачной женитьбы на Шамаханской царице (чей портрет, между прочим, время от времени в разных мультиках у Князя мелькает где-нибудь в ящиках стола) киевского правителя решили оставить холостым.

А ежели без жены, но с ребенком – это как? Правильно: через удочерение;

6) сердцу не прикажешь. Как бы ни старалась Яга поменяться внешностью с красной девицей, иноземный рыцарь влюбляется все-таки в саму девицу, а не в Ягу в ее облике. Да и девица, даром что сплошь закомплексованная натура (дескать, только у нее одной волосы секутся, а мужчины такое не любят), но за рыцаря замуж выходит.

Яга в новом мультике – та же, которая раньше Колывану помогала. И прислужники у нее – прежние. Хотя, казалось бы, Добрыня Никитич с ними уже расправлялся в одном из мультиков. Видимо, для долгоиграющего сериала сказочным разбойникам объявляется срок давности.

Но, если честно, могли бы аниматоры и что-то новенькое придумать – как с Ягой, так и с мультиком в целом.

Почему сразу столько штампов в одной сказке?

Потому, что таков непреложный закон жанра мыльной оперы: чем больше серий – тем больше штампов. Ведь надо чем-то наполнять ленту! Так появляются новые персонажи, неинтересные песни и вот разные штампы.

Понятно, что, как говорил Остап Бендер, «стулья надо ковать, пока они горячи». То есть персонажей надо использовать, пока их показ дает прибыль. Но пора бы уже «Мельнице» иметь совесть придумать новых героев, а трех богатырей отправить на заслуженный отдых. 😉