19.04.2024

Почему в советском фильме о Хоттабыче бананы были зелеными

Они были незрелыми?

Так их ведь Жене Богораду подарили в Индии в знак уважения – наверняка не должны были уважать лишь «на перспективу», пока там фрукты дозреют.

Или в СССР в те годы еще не знали, какими должны быть бананы?

Оказывается – да.

Режиссер Геннадий Казанский снимал замечательный советский фильм для детей по мотивам повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» в 1956 г.

В то время бананов «в свободном доступе» на прилавках советских магазинов просто не было.

А за границу в те годы ездили очень немногие (дипломаты, журналисты, очень редкие туристы…). Те, кому повезло, бывали «за бугром» гораздо реже, чем нынешние россияне. Причем чаще всего доводилось им бывать в соц. странах Восточной Европы. Азия же с ее экзотичными фруктами оставалась для большинства советских людей загадкой из книжек.

Поэтому никто, даже сотрудники киностудии «Ленфильма», в 1950-х гг. толком не знал, что это за диковинный фрукт такой.

По сюжету вы помните, что Женя, друг Вольки, оказался заброшен в далекую Индию «легким движением руки» Хоттабыча.

В этой стране наш пионер встретил много хороших людей, нашел с ними общий язык.

В прямом смысле слова – не ясно, на каком именно языке 12-летний школьник общался в Индии:

то ли его на уроках так глубоко учили английскому, что вряд ли в те годы,

то ли в Индии все повально знали русский – что тоже вряд ли…

Словом, Женя подружился там со всеми, и новые товарищи подарили ему целую связку бананов. Вместе с ними он и попал на ковер-самолет к Вольке и старику Хоттабычу.

очему в советском фильме о Хоттабыче бананы были зелеными

Кадр из советского фильма для детей «Старик Хоттабыч»

Так вот, оказывается, бананы, которыми обвешали его дружелюбные жители Индии, были ненастоящими. Их сделали из папье-маше и покрасили в изумрудный цвет, который сотрудники «Ленфильма» сочли наиболее подходящим.

Об этом рассказывали в интервью участники съемок.

В советских магазинах бананы появились лишь спустя несколько лет после съемок этого детского фильма. И то – главным образом в Центральной России.

Помню, мы в Сибири впервые более обстоятельно «познакомились» с бананами в начале 1980-х гг. Тогда мне бананы купила бабушка. А они с дедушкой жили в своем доме на земле. И вот она развесила бананы над печкой, чтобы они дозрели.

Это выглядело так интересно: над русской печкой – заморские бананы, диковинка по тем временам у нас!

В студенческом возрасте мы стали потихоньку привыкать к бананам, а начав после вуза работать, уже считали их обычным делом.

Правда вот, когда, став уже очень взрослой, я попробовала бананы в Таиланде, я поняла, почему этот фрукт в наших магазинах называют «кормовой»: вкус отличался по принципу «небо и земля».

А уж разница между нашими ананасами и ананасами, допустим, во Вьетнаме – это и вообще… из разряда «земля и 7-е небо».

Не потому, что у нас «всё плохо».

Просто эта экзотика в нашем климате не растет, в оранжереях вырастает уже «не с тем» вкусом, а из южных стран к нам доезжает уже слегка подпорченная, поэтому вывозят ее еще недозревшую… а самые вкусные сорта перевозку вообще не выносят, поэтому к нам почти и не попадают.

Во всяком случае, не ждите по-настоящему вкусных бананов с ананасами в «Пятерочках» и «Перекрестках».

очему в советском фильме о Хоттабыче бананы были зелеными

Кадр из советского фильма для детей «Старик Хоттабыч»

В целом же зеленые бананы в этом замечательно советском фильме для детей не стоит считать таким уж ляпом. Ну, или можно назвать их единственным ляпом – и то по незнанию, а значит, «не считается».

На самом еле спецэффекты в этой картине были одними из самых продвинутых для своего времени. Ведь снимали задолго до появления компьютерной графики – в далеком 1956 г.!

Чего стоят только ворота на футбольном поле, которые скакали туда-сюда! А фокусник в цирке, который извивался по велению Хоттабыча в разные стороны?

Но самыми эффектными были, конечно же, съемки на крыше с видом на новую Москву и в полете на ковре-самолете.

Режиссеру Геннадию Казанскому «намекнули прямым текстом», что фильм должен затмить Голливуд, для этого выделили большой бюджет.

В итоге кино получилось интересным и захватывающим. Уже за первые полгода показов фильма на широком экране его посмотрели более 40 млн зрителей.