29.03.2024

Почему власти боялись, а зрители любили Аркадия Райкина

Комик с гипнотическим даром. Гений сатиры. Человек-легенда. Это все о нем — об Райкине.

Артист не раз говорил: “На сцене я становлюсь на 30 лет моложе!”

Он воплотил в своем творчестве целую эпоху. Миллионы зрителей хохотали и плакали, радовались и приходили в полное уныние от его персонажей. Их узнавали в реальной действительности, так как все сюжеты, великий мастер брал из жизни. Аркадий Исаакович не боялся смеяться над человеческими пороками, он был твердо уверенным, что с помощью юмора и сатиры их можно преодолеть.

Аркадий Райкин в 13 лет из-за обычной простуды чуть не умер. Морозной зимой мальчик слишком долго гулял: кашель и насморк вскоре переросли в ангину, а затем – осложнение на сердце.

Врачи прогнозов не давали, а сам Аркаша неделю пролежал прикованный к постели – не мог пошевелить даже пальцем. Приговором стал диагноз “ревмокардит”. Болезнь, которая прошла с Райкиным через всю жизнь и стала его проклятием. Именно тогда, когда боль измотала его вконец, он решил обратиться к экстрасенсам.

Народ любил, а власть боялась

Судьбу Аркадия Райкина не зря называют удивительной. Взять хотя бы творчество: выпускник ленинградского Техникума сценических искусств спустя всего три года после прихода в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр стал художественным руководителем. Небывалый успех!
И это при том, что начинал он с должности лаборанта на Охтинском химическом заводе. Делал все, чтобы стать “обычным” человеком. Райкин помнил, что сказал его отец в тот момент, когда сын признался в своем желании посвятить свою жизнь сцене. Исаак Давидович отрезал: “Сын еврея не может быть клоуном!”

Аркадий Райкин в юности

Но Райкин стал – только не клоуном, а настоящим артистом. И никакая “пятая графа” не помешала ему получить свою порцию славы. Зная о том, что евреев в искусство пускают неохотно, Аркадий Исаакович, тем не мене, не стал ни паспорта, ни фамилии. Он хотел остаться самим собой.

По слухам, Райкин обладал настоящим даром убеждения и даже гипноза. Окружающие замечали: когда он подходил к ним, время будто останавливалось. Они слышали лишь тихий голос маэстро и видели пару глаз, завораживающих и уносящих куда-то. Так артист общался и со зрителями.

Подобная сила чувствовалась даже через экран, что уж говорить о спектаклях, где публика видела Райкина вживую.

Райкин на сцене

Но насколько народ любил Аркадия Исааковича, настолько его не терпела власть. Объяснение тому было простое: актера боялись. Советских чиновников пугало его влияние на человеческие умы. Этот страх заставлял верхушку принижать Райкина и зарезать все его инициативы.

Весной 1970 года, когда на сцене Ленинградского театра эстрады и миниатюр состоялась премьера спектакля “Плюс минус”, зал был полон.
Именно тогда прозвучал знаменитый монолог артиста про советского выпивоху. Фразы из него стали настолько крылатыми, что их разобрали для фильмов и мультфильмов. Казалось бы, вот он – успех!

Но нет, после премьеры Райкина вызвали в Горком партии и сделали выговор. Спектакль был приурочен к юбилею В. И. Ленина, а артист, по мнению властей, исказил в нем учение вождя.

Другой бы пропустил критику мимо ушей, но Аркадий Исаакович был человеком ранимым и чувствительным. Ему подобные беседы сулили большие проблемы со здоровьем, а иногда и депрессию. Так Райкин заработал себе несколько инфарктов, а однажды полностью поседел.

Кармическая связь

Аркадий Исаакович никогда не скрывал своего интереса к оккультным наукам. Говорил об этом неохотно, немногословно, но очевидного не отрицал. Его не раз называли учеником великого Вольфа Мессинга, который якобы знакомил советского артиста с техниками гипноза.

Применял ли он их? Возможно, потому что многие замечали, что зал во время его выступлений будто замирал, а приходил в себя только в антракте. Да и сам Райкин, несмотря на свое тяжелое состояние в последние годы, на сцену выходил – и будто молодел!

Аркадий Исаакович Райкин

Специалисты не раз высказывали предположения о том, что артист был в своем роде энергетическим вампиром, который питался энергией сидящих в зале. Однако немногие задумывались о том, что и сам Аркадий Исаакович отдавал львиную долю сил искусству. Кто стремился залатать его собственные энергетические дыры?

В первую очередь, незаменимая супруга и верный друг по жизни – Руфь Макаровна. Жену артист называл ласково Рома и считал своим ангелом-хранителем. Она снимала с него все обязанности: была и личным секретарем, и директор, и психологом. Окружающие знали: вот идет Райкин, а значит, где-то рядом с ним должна быть и его “Рома”.

Аркадий Райкин и Руфь Макаровна в молодости

А ведь когда-то она была для него всего лишь девочкой в красном берете, которую он встретил в школе. Спустя много лет они увиделись вновь – уже в университете, и Райкин понял, что это неспроста. Такие союзы называют кармическими: влюбленные проносят в них свои чувства всю жизнь и становятся оберегами друг для друга.

Однажды Руфь Марковна не выдержала: женщину свалил инсульт. Тогда ее выходили врачи, но для Аркадия Исааковича это стало еще одним подтверждением: вот кто принимает на себя большинство ударов, предназначенных ему.

Джуна спасла маэстро?

Но не только супруга была его защитником. Летом 1977 года Райкин отдыхал в одном из санаториев Подмосковья. Артист спустился в столовую, чтобы позавтракать и заметил там ту, с которой уже давно хотел познакомиться. За столиком сидела целительница Джуна Давиташвили. Аркадий Исаакович воспринял эту встречу как знамение. К тому же у него было немало вопросов к женщине – в основном о здоровье.

После общения с Джуной Райкин сообщил: “Благодаря ей я пошел на поправку!” У него давно болели ноги – не помогало ничего. Но после первого же сеанса боль утихла. После этого ее часто стали видеть рядом с Аркадием Исааковичем, особенно после спектаклей. Это было необходимо: после того как занавес закрывался, Райкина буквально подхватывали под руки, чтобы он не упал.

Аркадий Исаакович с Джуной Давиташвили

Самостоятельно актер изучал священную книгу Тору, знакомился с картами Таро, развивал свой гипнотический дар. Говорят, способности, которые у артиста явно имелись, он применял исключительно на сцене. За ее пределами никому не помогал и никого не удивлял сверхъестественными пируэтами.

Сцена стал энергетическим вампиром

По натуре Аркадий Исаакович был человеком простодушным и наивным. Даже в своем стремлении познать магический мир он часто по незнанию натыкался на людей нечестных, жадных до наживы. Его друг, артист Семен Альтов, однажды вспоминал, как Райкин предложил ему излечить больное сердце козьим копытцем, которое дал ему один из магов. Артист говорит это так воодушевленно, что было понятно: он поверил мошеннику.

Увы, в последние годы Аркадий Исаакович растерял те силы и способности, которые когда-то у него имелись. Если раньше он буквально зажигал зал, доводя до гомерического хохота, то теперь же его выступления были больше похожи на философические монологи человека, прожившего жизнь.

Аркадий Исаакович Райкин

Райкин растратил свои силы на борьбу с чиновниками и болезнями, и от прежнего артиста ничего не осталось. Все вокруг – супруга, врачи, даже эзотерики – советовали Аркадию Исааковичу изменить жизнь. Уйти со сцены, которая в прямом смысле высасывала у него последние силы.

Но свое существование без театра Райкин не представлял. Даже прощание с актером состоялось в декорациях его последнего спектакля “Мир дому твоему”.

Советские власти не сразу решились объявить народу, что любимого артиста не стало. Прошло три дня, прежде чем в заголовках газет появилась эта новость. Даже после смерти Аркадий Райкин продолжал оставаться главным страхом властей из-за своего невероятного влияния на человеческие умы.

Могила Аркадия Исааковича Райкина на Новодевичьем кладбище.