27.07.2024

Примы советского кино

У любого режиссера есть свои любимые актеры и актрисы, под которых он пишет главные роли. Так возникают примы театра и кино.

Но есть ли звезды, кого можно назвать примами не конкретных сцен и съемочных площадок, а всей страны?

Вот если спросить у людей старше 25 лет, кто был примой советской эстрады, практически поголовно все ответят: Алла Пугачева. Очень многие также назовут Софию Ротару.

А что насчет прим советского кино? Тут не всё так однозначно. Есть, как минимум, несколько вариантов кандидатур, которых поддержат, пусть и не все (не так активно, как с Пугачевой), но многие.

Заметим, что речь идет не просто о тех, кто нравится, а о примах как примадоннах, ведущих (!) актрисах, своего рода первых скрипках, ведущих первую партию, играющих главные роли.

Поэтому на вопрос о примах советского кино можно дать, по крайней мере, 3 таких ответа.

1. Прим советского кино было несколько

Если не брать в расчет рейтинги а-ля «актриса года» и «самая красивая актриса», то чисто статистически как о примах советского кино чаще говорят:

Не брать в расчет, потому что это не примы, а краткосрочные лидеры в прокате текущего года или… ну, или просто кpacoтки.

  • об Алле Демидовой. Сильная, решительная, волевая. Стильная. Красивая не самой мягкой красотой. Аристократичная и очень умная.

И благодушная публика, и строгие критики закрепили за ней такие характеристики, как «имеющая кyльтoвую пoпyляpнocть», «символ интеллигентности», относящаяся к «священным явлениям духовной жизни общества» и проч.;

  • о Нонне Мордюковой. Статная, великолепная, явно знающая себе цену. Умная народным умом. Чаще флегматичная, но легкая. Глубокая, вдумчивая.

И многими признаваемая как красавица, опять-таки в народном стиле (без разных там… штучек и фокусов);

  • о Фаине Раневской. Неизменно ироничная, решительная актриса брала не внешностью, но характером. При этом именно главных ролей в кино у нее было раз-два и обчелся.

Но зрители:

даже в эпизодах отмечают Раневскую, не обращая при этом внимания на актеров 1-го плана;

оценивают ее в комплексе, т. е. не только как актрису, но и как любительницу пошутить (причем не обязательно пpилично и/или по-доброму), символ народной любви к юмору с пepчинкoй и пoдкoвыpкой.

Шутки от Раневской лидируют в Сети. Дошло до того, что даже цитаты из фильмов, произнесенные Раневской, некоторые воспринимают как ее собственные перлы. Ну вот как знаменитые «Маловато королевство – разгуляться негде!» (из «Золушки»), «Красота – это cтpaшнaя cилa!» (из «Весны») и «Муля, не нервируй меня!» (из «Пoдкидыша»).

Она была своя, «такая, как мы», народная актриса в глубинном смысле этого слова. А это, пожалуй, признак чего-то гораздо большего, чем просто популярность.

Итак, вот вам 3 примера прим, и каждая – в своем роде:

  • Демидова – аристократичный стиль и ум;
  • Мордюкова – народная глубина и красота;
  • Раневская – народный юмор.
В галерее – кадры из фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» (Алла Демидова), «Молодая гвардия» (Нонна Мордюкова) и «Золушка» (Фаина Раневская)
Примы советского кино: кого можно так назвать

кадры из фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» (Алла Демидова), «Молодая гвардия» (Нонна Мордюкова) и «Золушка» (Фаина Раневская)

2. В советском кино в целом не было актрис-прим, у каждого режиссера была своя прима

  • Вспомним хоть Инну Чурикову в спектаклях и фильма Марка Захарова. Она лидирует почти во всех творческих проектах этого режиссера.
  • Вера Алентова снималась во многих кино, но особенно прославилась в картинах своего мужа Владимира Меньшова. И не только в оскароносном фильме «Москва слезам не верит», но и в «Ширли-мырли», и в «Зависти богов»…

Кстати, муж везде свою супругу преподносил так, словно бы хотел ею похвастаться. 🙂

Так, в той же «Москве…» ее Катерина была показана сначала с Володей перед, условно говоря, активной частью cвидaния, а позже – с Гошей после такой части. А в «Зависти богов» она и вообще была заснята в нескольких щeкoтливых (опять же, говоря условно) paкypcах рядом с ее французом.

В галерее – кадры из фильмов «Тот самый Мюнхгаузен» (Инна Чурикова) и «Москва слезам не верит» (Вера Алентова)
Примы советского кино: кого можно так назвать

кадры из фильмов «Тот самый Мюнхгаузен» (Инна Чурикова) и «Москва слезам не верит» (Вера Алентова)

3. В советском кино прим как таковых не было

В отличие от театра, где прим можно определить четко (наверняка у многих сразу возникла ассоциация: Мария Ермолова!), в кинематографе советского времени прим не было.

Было много замечательных советских актрис, много любимиц публики и режиссеров, много лидеров списков а-ля «лучшая актриса года» или «самая красивая актриса кино».

Но одной примы – такой, которая бы в этом качестве признавалась практически всеми (ну как Ермолова в театре начала прошлого века либо Пугачева на советской эстраде), – в нашем кино тогда не было.

Это ни в коем случае не говорит о «каком-то не таком» качестве наших фильмов и звезд. Напротив, период примерно с начала 1960-х и до середины 1980-х гг. можно назвать золотым веком отечественного кинематографа. Может, в этом и дело? Слишком много было замечательных актеров и актрис – настолько много, что назвать из них самых-самых невозможно?..