19.04.2024

Самая известная детская песня СССР была… джазовой

Это весьма неожиданно с учетом того, что в советское время, как сейчас принято говорить, не очень приветствовался джаз. Во всяком случае, первоначально.

Но как же музыка, идеологически противостоявшая социалистической культуре, смогла попасть в детскую песню? Да еще в самое средоточие, самую квинтэссенцию телевидения СССР: на главный ТВ-канал? Да и что там за песня такая была? Может, какая-то «проходная», мало кому известная?

Речь – о музыкальной заставке самой популярной передачи для детей на советском телевидении: «Спокойной ночи, малыши!»

Внезапно, правда?

На самом деле мы тут сталкиваемся, как минимум, с двумя стереотипами / заблуждениями / упущениями восприятия публики:

1) в действительности не так уж из Советского Союза «выгоняли» джаз, как в последнее время модно об этом рассказывать.

Расцвет джаза в СССР начался уже в 1920-х гг. Вспомним хоть:

  • о многочисленных джаз-бэндах (их было больше, чем показано в замечательном, хотя и немного конъюнктурном фильме Карена Шахназарова «Мы из джаза»);
  • огромной популярности музыкантов из эстрадного оркестра под управлением Леонида Утесова, исполнявших порой довольно смелые, весело-игривые композиции в легких стилях джаза;
  • первой советской грампластинке с джазовой музыкой, которая была выпущена уже в 1928 (!) г. (там музыканты коллектива Александра Цфасмана записали пьесы Винсента Юманса и Гарри Уоррена);
  • и т. д. и т. п.;

2) мы просто обычно не отслеживаем вниманием мелодию этой вечерней передачи, к которой за несколько десятков лет привыкли (с 1960-х гг. «прислушались»). И по определению воспринимаем ее как детскую, читай: упрощенную.

А вот если сконцентрироваться на слегка отдаленном (ненавязчивом) музыкальном фоне игры на фортепиано, можно «своими ушами зафиксировать» самые настоящие джазовые пассажи. Особенно на строчках:

«В сказке можно покататься на луне

И по радуге промчаться на коне…»

Самая известная детская песня СССР была… джазовой
Самая известная детская песня СССР была… джазовой

Колыбельную «Спят усталые игрушки» к детской передаче «Спокойной ночи, малыши!»придумали в 1964 г. Аркадий Островский (музыку) и Зоя Петрова (текст). В разное время ее пели Валентина Толкунова, Олег Анофриев и др.

В те годы «музыка нeг… тeмнoкoжих» была не только не в опале, но даже в моде:

  • с одной стороны, уже отвлеклись от идеологемы «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
  • с другой стороны, в СССР вовсю гремели (по мере возможностей) джаз-бэнды, композиции Александра Цфасмана, Олега Лундстрема и Александра Варламова, более легкие варианты песен от Леонида Утесова, «Мелодии» Георгия Гараняна, музыки в «Операции “Ы”…» и в прочих комедиях Леонида Гайдая и др.

Кстати, фортепианные пассажи колыбельной «Спят усталые игрушки» сыграл Борис Фрумкин, который в наши дни руководит как раз Государственным камерным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема.

Кстати-2, в музыке Островского джазовая аккордовая структура пришла не целиком, а постепенно – по мере доработки мелодии. И если, допустим, Толкунова пела ее в более эстрадной манере, то записывавшийся позже Анофриев исполнял ее уже как джазовую балладу.