Это весьма неожиданно с учетом того, что в советское время, как сейчас принято говорить, не очень приветствовался джаз. Во всяком случае, первоначально.
Но как же музыка, идеологически противостоявшая социалистической культуре, смогла попасть в детскую песню? Да еще в самое средоточие, самую квинтэссенцию телевидения СССР: на главный ТВ-канал? Да и что там за песня такая была? Может, какая-то «проходная», мало кому известная?
Речь – о музыкальной заставке самой популярной передачи для детей на советском телевидении: «Спокойной ночи, малыши!»
Внезапно, правда?
На самом деле мы тут сталкиваемся, как минимум, с двумя стереотипами / заблуждениями / упущениями восприятия публики:
1) в действительности не так уж из Советского Союза «выгоняли» джаз, как в последнее время модно об этом рассказывать.
Расцвет джаза в СССР начался уже в 1920-х гг. Вспомним хоть:
- о многочисленных джаз-бэндах (их было больше, чем показано в замечательном, хотя и немного конъюнктурном фильме Карена Шахназарова «Мы из джаза»);
- огромной популярности музыкантов из эстрадного оркестра под управлением Леонида Утесова, исполнявших порой довольно смелые, весело-игривые композиции в легких стилях джаза;
- первой советской грампластинке с джазовой музыкой, которая была выпущена уже в 1928 (!) г. (там музыканты коллектива Александра Цфасмана записали пьесы Винсента Юманса и Гарри Уоррена);
- и т. д. и т. п.;
2) мы просто обычно не отслеживаем вниманием мелодию этой вечерней передачи, к которой за несколько десятков лет привыкли (с 1960-х гг. «прислушались»). И по определению воспринимаем ее как детскую, читай: упрощенную.
А вот если сконцентрироваться на слегка отдаленном (ненавязчивом) музыкальном фоне игры на фортепиано, можно «своими ушами зафиксировать» самые настоящие джазовые пассажи. Особенно на строчках:
«В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне…»
Колыбельную «Спят усталые игрушки» к детской передаче «Спокойной ночи, малыши!»придумали в 1964 г. Аркадий Островский (музыку) и Зоя Петрова (текст). В разное время ее пели Валентина Толкунова, Олег Анофриев и др.
В те годы «музыка нeг… тeмнoкoжих» была не только не в опале, но даже в моде:
- с одной стороны, уже отвлеклись от идеологемы «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
- с другой стороны, в СССР вовсю гремели (по мере возможностей) джаз-бэнды, композиции Александра Цфасмана, Олега Лундстрема и Александра Варламова, более легкие варианты песен от Леонида Утесова, «Мелодии» Георгия Гараняна, музыки в «Операции «Ы»…» и в прочих комедиях Леонида Гайдая и др.
Кстати, фортепианные пассажи колыбельной «Спят усталые игрушки» сыграл Борис Фрумкин, который в наши дни руководит как раз Государственным камерным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема.
Кстати-2, в музыке Островского джазовая аккордовая структура пришла не целиком, а постепенно – по мере доработки мелодии. И если, допустим, Толкунова пела ее в более эстрадной манере, то записывавшийся позже Анофриев исполнял ее уже как джазовую балладу.