23.04.2024

Самая пронзительная картина в истории советской живописи

Сергей Николаевич Андрияка – талантливый советский художник, педагог, телеведущий.

Родился в 1958 году в Москве, в семье педагога художественной школы при институте. им. Сурикова. Рисовать Сергей начал с шести лет, а в восемь лет поступил в школу, в которой преподавал его отец.

В 1976 году успешно поступил в Суриковский институт, который закончил в 1982 году, защитив диплом с картиной “На поле Куликовом. Вечная память”.

Однако, широкую известность молодому художнику принесла картина 1984 года “Новогодняя ночь” – одно из самых грустных, пронзительных и глубоких полотен, написанных в СССР.

На эту потрясающую картину невозможно смотреть равнодушно.

Сюжет “Новогодней ночи” лаконичен и суров. Мы видим огромное кладбище на окраине большого города. Новогодняя ночь, снег, мороз. Кладбище совершенно пустое и тихое. Люди находятся там, вдалеке, в мерцающих огнями многоэтажных домах, среди которых расположилась и украшенная игрушками и мишурой огромная новогодняя елка.

Посреди тихого кладбища одиноко сидит на заснеженной лавочке сгорбленная старушка с палочкой. Лишь свет от двух свечек – одну старушка держит в руках, другую она воткнула в снег, – освещают единственную посетительницу кладбища.

Старушка сидит рядом с могильным камнем, на котором – портрет молодой девушки, ее фамилия, имя и отчество. Очевидно, что камень стоит на могиле дочери старушки. Мать пришла навестить свое дитя в Новогоднюю ночь.

И принесла с собой то, что девушка так любила – новогоднюю елку. Маленькая, аккуратная елочка, заботливо украшенная игрушками и блестящим “дождиком”, так странно смотрится в окружении холодных камней.

Кладбище… Оно выглядит как странный, самый тихий в мире город. Нарочито огромные плиты похожи на небоскребы. Они почти заслонили от зрителя город живых. Художник как бы говорит зрителю: все люди смертны, и умерших людей на нашей планете в тысячи раз больше, чем живых. Memento mori.

Но эта картина, конечно, не столько о том, что жизнь и веселье – преходящи, а о любви. О вечной, бесконечной, святой материнской любви.

Мать сидит на лавочке, падает снег. Ее сгорбленные плечи, ее платочек уже побели, но она сидит, сидит, сидит… Кажется, она уже не хочет уходить отсюда…

Но вот она, эта потрясающая картина:

Самая пронзительная картина в истории советской живописи
Самая пронзительная картина в истории советской живописи

Сергея Андрияка “Новогодняя ночь” (1984 г.).