В феврале 1936 года в СССР был объявлен конкурс на создание фильма о Ленине, приуроченный к грядущему 20-летнему юбилею Великой Октябрьской революции. Проект курировал лично Сталин, в комиссию вошли ведущие кинематографисты страны.
Иосиф Виссарионович Сталин
На киностудии «Мосфильм» молодой режиссер Михаил Ромм буквально за три месяца снял картину «Ленин в Октябре». 6 ноября 1937 года на закрытом просмотре фильм был одобрен Сталиным, и уже на следующий день состоялась его премьера.
Роль Сталина исполнил артист Кировского драматического театра Семен Гольдштаб, имевший внешнее сходство с генсеком. Но самому вождю его кинообраз не понравился: в исполнении провинциального актера лидер СССР выглядел простоватым. Впрочем, упрек можно было отнести ко всей киногруппе: на фоне прославляемого Ленина Сталин оставался в глубокой тени.
Кадр из фильма «Ленин в Октябре»
Ромм и его коллеги учли пожелания высшего руководства: через два года на экраны страны вышел фильм «Ленин в 1918 году». В нем образ Сталина был одним из центральных, а на роль вождя пригласили Михаила Геловани, который уже играл Иосифа Виссарионовича в фильме «Великое зарево» — и очень понравился генсеку (в 1941 году и картина, и артист были удостоены Сталинской премии 1 степени).
О художественных достоинствах данного кинопроизведения можно судить по совсем крохотному эпизоду. Ленин скрываясь в Разливе, спрашивает у прибывших товарищей, как без него проходит 6 съезд партии в Петрограде. Ему отвечают: «Как при вас». — «Еще бы! Такой пламенный рулевой как Сталин!» — объясняет присутствующим лидер большевиков.
Кадр из картины «Ленин в 1918 году»
Первый исполнитель роли вождя Семен Гольдштаб в образе Сталина появлялся на экранах еще трижды — во всех случаях это были небольшие эпизодические роли.
Главный кино-двойник
Михаил Геловани стал известным артистом уже в зрелом возрасте. До этого актер Тбилисского театра гораздо больше времени посвящал сцене, причем не только играл в спектаклях, но и активно занимался режиссурой.
Его жизнь радикально изменилась, когда в театре поставили пьесу Шалвы Дидиани «Из искры…», в которой Геловани досталась роль Сталина. Зрители просто ахали: сходство актера с его героем было поразительным. Через год его пригласили в картину «Великое зарево», а позже он исполнял роль вождя во многих кинолентах.
Михаил Геловани
Генсеку его кино-двойник поначалу очень нравился. Геловани перевели работать во МХАТ, он был удостоен звания народного артиста СССР, получил четыре Сталинских премии и орден Трудового Красного Знамени.
Главной проблемой актера стало то, что никаких других ролей ему не предлагали: да и как показать в кино или на сцене «вождя» в образе злодея или героя-любовника? Режиссеры не хотели рисковать, и Геловане отныне играл только отца народов. Артист был выше Иосифа Виссарионовича. В кино его рост уменьшали за счет разного рода уловок, а на сцене приходилось ходить, сгибая ноги.
По свидетельствам современников, Геловани поначалу был скромным человеком, но с годами настолько сроднился с образом вождя, что мог позволить себе многое — к примеру, накричать на какого-нибудь начальника. Иногда такое поведение помогало в решении бытовых проблем самого артиста и его друзей: даже мимолетное указание вошедшего в кабинет «Сталина» неукоснительно исполнялось.
Коньяк за счет вождя
Но бывали случаи, когда Михаил Георгиевич явно заигрывался. Например, в 1947 году артист был задействован в постановке оперы «Великая дружба» в Большом театре. Роль была несложной: следовало лишь несколько раз пройтись по сцене (показать Сталина поющим никто бы не решился). Естественно, каждый выход артиста вызывал бурю оваций. Отыграв положенные минуты, Геловани в гриме и наряде шел в буфет, где так же молча, указывал трубкой на коньяк и различные деликатесы. Работник и торговли безропотно отдавали продукцию, не требуя оплаты.
Слухи о таких поступках дошли до самого Сталина, который был хорошо знаком с артистом и не раз приглашал его на кремлевские застолья. Вождь позвонил Михаилу Георгиевичу: «И не стыдно экономить за мой счет?»
После этого Геловани боялся так поступать.
В другой раз Сталину доложили, что артист попросил на лето поселить его на правительственной даче возле озера Рица, это поможет ему лучше вжиться в роль вождя. Генсек с присущим ему чувством юмора ответил — пускай начнет с Туруханской ссылки.
Дача Сталина на озере Рица
Геловани идеально копировал голос и акцент Сталина, в точности повторяя его жесты и мимику. Для этого артист часами слушал пластинки с речами вождя и просматривал кадры кинохроники. Он часто проверял создаваемый образ на случайных зрителях: внезапно в гриме появлялся в коридоре киностудии и оценивал степень произведенного эффекта.
После смерти Сталина Геловани фактически потерял работу. Во многих кинокартинах вырезали кадры с его участием. Новый глава страны Никита Хрущев бдительно следил, чтобы Сталина на сцене и на экранах было как можно меньше. В период с 1953-1956 годах Геловани сыграл всего лишь три крошечные эпизодические роли в Театре-студии киноактера.
Артист в возрасте 63 лет скончался от сердечного приступа 21 декабря 1956 года — по удивительному совпадению в день рождения Сталина.
«Дежурная»премия
В 1940 году на киностудии «Союздетфильм» (позже — киностудия имени М. Горького) режиссер Сергей Юркевич снял фильм «Яков Свердлов» — о жизни и деятельности первого председателя ВЦИК.
Кадр из фильма «Яков Свердлов» в роли Сталина Андро Кобаладзе
Роль Сталина в картине исполнил грузинский актер Андро Кобаладзе, работавший в театре им. Шота Руставели, где когда-то играл и Михаил Геловани. Картина так же получила Сталинскую премию — но значимой для советского кинематографа не стала.
Сам Андро больше не играл вождя при его жизни — скорее всего, он не слишком понравился Сталину, так что до поры не приглашали. Зато после смерти Иосифа Виссарионовича артист воплотил его образ еще целых 15 раз — в том числе в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Разговор на равных
После войны тщательное копирование речи вождя неожиданно обернулась против Михаила Геловани. Сталин хотел, чтобы его воспринимали как главного полководца всей страны, без прямого или косвенного указания на конкретную национальность.
В 1948 году на киностудии «Мосфильм» приступили к съемкам двухсерийной киноэпопеи «Сталинградская битва». На роль «вождя народов» хотели по традиции пригласить Геловани. Но генсек, внимательно следивший за созданием картины, вызвал к себе председателя комитета по делам кинематографии Ивана Большакова:
— У Геловани сильный грузинский акцент. Разве у меня такой? Нужен новый кандидат на роль Сталина, желательно из русских.
На роль был утвержден артист Малого театра Алексей Дикий, который до этого уже дважды играл Сталина в кино: «Рядовой Александр Матросов» и «Третий удар». На этот раз он по-новому подошел к созданию образа вождя. В картине Сталин говорит по-русски без всякого акцента — лишь в двух случаях обозначая его при употреблении слова «коммуникация» (камуныкацыя).
Кадр из фильма «Сталинградская битва» в роли Сталина Алексей Дикий
После премьеры Алексей Дикий в своей квартире накрыл стол для друзей. Но празднования не получилось — за актером приехали сотрудники НКВД.
— Собирайтесь. Вас в Кремле ждет товарищ Сталин.
— Я не могу, — честно признался Дикий. — Я уже выпил и наелся чесноку… Как же я могу явиться с таким запахом в Кремль?
Чекисты были неумолимы. Актера доставили в кабинет вождя. Тот поинтересовался:
— Почему вы играли меня не так, как все остальные артисты? У тех и акцент, и сходство внешнее, а впечатление не то… И мои жесты тоже не повторяете, как остальные.
— Потому что я не играл вас, товарищ Сталин.
— Вот как? Это интересно.
— Я играл впечатление людей о Сталине, — ответил Дикий.
Вождю ответ настолько понравился, что он захлопал в ладоши. Затем внимательно посмотрел на артиста, вышел из кабинета, и вернулся с бутылкой вина и лимоном. Налил себе полный бокал, а Дикому капнул на дно:
— Давайте выпьем — и будем говорить с вами на равных.
Алексей Дикий
За роль в новом фильме Алексей Дикий получил Сталинскую премию 1 степени и звание народного артиста СССР.
С конца 1950-х годов и до наших дней в роли Сталина снялись многие талантливые и известные актеры: Арчил Гомиашвили, Алексей Петренко, Сергей Шакуров, Виктор Проскурин, Евгений Жариков, Игорь Кваша, Армен Джигарханян, Андрей Краско и многие другие. Образ «вождя народов»по-прежнему привлекает сценаристов и исполнителей своей многогранностью и внутренними противоречиями.
Так что кинематографическая Сталинщина будет продолжаться еще долго