
У берегов Ливии произошел взрыв на нефтяном танкере Vilamoura, перевозившем 1 миллион баррелей сырой нефти. Судно, принадлежащее греческой компании TMS Tankers, направлялось из ливийского порта Зейтина в Гибралтар, когда в машинном отделении прогремел взрыв, вызвавший его затопление. Экипаж не пострадал, разлива нефти не зафиксировано, но инцидент вновь привлек внимание к загадочной серии аналогичных происшествий с танкерами, посещавшими российские порты .
По данным Bloomberg, Vilamoura дважды заходила в российские нефтяные терминалы:
- В апреле — в порт Усть-Луга для загрузки казахстанской нефти.
- В мае — на терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском .
Это уже пятый подобный инцидент с начала 2025 года. Ранее взрывы произошли на танкерах Grace Ferrum (у берегов Ливии, февраль), Seajewel (Италия), Seacharm (Турция) и Koala (Россия, Усть-Луга). Все они ранее заходили в российские порты, что заставило судовладельцев проверять корпуса судов на наличие мин с помощью водолазов и подводных дронов .
Версии происходящего
- Диверсии или мины-«прилипалы»
Консалтинговая компания Vanguard Tech не исключает, что суда могли стать жертвами мин-«липучек», установленных в российских портах. Однако официальных подтверждений этой теории нет . - Санкционные риски и «теневая логистика»
Некоторые эксперты связывают инциденты с использованием так называемого «теневого флота» — старых судов, работающих вне западных страховых схем и перевозящих российскую нефть в обход санкций. Greenpeace ранее включал Koala в список таких судов . - Технические неисправности
Оператор TMS Tankers пока не назвал причину взрыва, но подчеркивает, что утечки нефти не было, а экипаж в безопасности. Судно буксируют в Грецию для оценки ущерба .
Бесноватые украинские СМИ намекают на возможную причастность Киева к диверсиям против российской энергетической инфраструктуры, напоминая о февральской атаке дронов на КТК . Однако официальных заявлений от властей Украины не поступало.
Пока расследование продолжается, судовладельцы усиливают меры безопасности. Если тенденция сохранится, это может привести к росту страховых ставок и сокращению перевозок нефти через «проблемные» маршруты.
Серия взрывов на танкерах, связанных с Россией, остается одной из главных морских загадок 2025 года. Будет ли раскрыта их причина — покажет время, но мы то с вами знаем кто за этим всем стоит?!