Уникальная атмосфера арабской сказки, захватывающие приключения, морская романтика, пугающие чудовища, отважные герои и, конечно, красивые девушки. Все это увидели в 1977 году советские подростки, не очень-то избалованные западным приключенческим кино.
Успех «Золотого путешествия Синдбада» в СССР был огромным: фильм посмотрело больше 37 млн. человек, он стал лидером советского проката, затем неоднократно показывался по центральному телевидению.
До сих пор серия из трех фильмов про Синдбада воспринимается у нас как что-то свое, родное, хотя снято кино за рубежом — в Англии и США. Возможно, на такое восприятие повлиял великолепный дубляж, выполненный на Мосфильме, и максимально приблизивший к отечественному зрителю персонажей киносказки.

Джон Филлип Лоу и Кэролайн Манро в фильме «Золотое путешествие Синдбада».
Фильм был снят режиссером Гордоном Хесслером в содружестве с гениальным мастером спецэффектов Рэем Харрихаузеном. Для Харрихаузена «Синдбад» стал лебединой песней: художник использовал все известные на тот момент средства создания визуальных эффектов: кукольную анимацию, комбинированные съемки, ускоренную съемку, хромакей. Кроме того, Рэй придумал уникальную технологию Dynarama, которую позднее запатентовала студия Columbia Pictures. Технология позволяла максимально реалистично совмещать кукол с живыми актерами и декорациями.
Картина создавалась в условиях денежного дефицита, и создателям фильма приходилось экономить. Изначально режиссер планировал снимать в Индии, но дорогостоящая поездка оказалась продюсерам не по карману. В результате Индию с успехом заменила Испания, а древние индийские храмы были изготовлены специалистами-декораторами.
Сказочные существа
Главное, чем поражало «Золотое путешествие Синдбада» в 1977 году — это огромное количество разнообразных фэнтезийных существ. Харрихаузен вообще известен своим даром создавать разнообразную «нечисть». Вдохновлялся художник иллюстрациями Густава Доре к «Божественной комедии» Данте.
Больше всего зрителей впечатлили кентавр-циклоп, грифон, гомункулус и ожившая гальюнная фигура с носа корабля.
Однако, самой сложной сценой был поединок Синдбада с ожившей статуей богини Кали у фонтана судьбы.
Богиня Кали.
Изначально Харрихаузен планировал дать богине целых восемь рук, но вскоре стало понятно, что такой объект группе не потянуть. В результате количество рук было сокращено до шести, но эпизод все равно получился невероятно зрелищным.
Весьма впечатляющей оказалась и финальная схватка между кентавром-циклопом и грифоном.
Критикам не понравилось
В 1973 году картина вышла в прокат в Великобритании, а в 1974-ом — в США. Реклама фильма-сказки была довольно скромной в связи с отсутствием на афише громких актерских имен. Тем не менее, картина стала одним из лидеров проката и принесла около 5,5 млн. долларов при бюджете в 1 млн. долларов.
Благодаря успешному прокату в США, студия Columbia Pictures перезапустила в кинотеатрах первую часть — «Седьмое путешествие Синдбада». Две картины показывали одну за другой и, несмотря на то, что сеанс длился почти четыре часа, никто из зала не уходил.
А вот американским критикам картина не понравилась. Да, они отмечали выдающиеся спецэффекты и невероятный визионерский талант Рэя Харрихаузена, но игра актеров и сценарий показались специалистам слабоватыми. Впрочем, были и публикации о том, что такого уровня актерской игры для приключенческого фильма-сказки более чем достаточно.
В 1977 году «Синдбад» добрался до СССР. Для советских зрителей, которые в большинстве своем никогда не видели подобных спецэффектов на экране, картина стала настоящим откровением. Особенно фильм понравился подросткам — и по вполне понятным причинам.
Если хотите провести вечер за просмотром ностальгического, захватывающего и невероятно атмосферного кино — «Золотое путешествие Синдбада» станет идеальным вариантом!