Елене было всего 39 лет – именно таким коротким был ее земной путь, но за это время она стала настоящей звездой советского кинематографа.
Есть такие люди: вся их жизнь представляется трагедией. Там, где другие решают проблемы, они их смакуют и усугубляют. К сожалению, такой была и Елена Майорова. Со студенчества она вела разговоры о смерти, несколько раз пыталась совершить суицид. Но всегда рядом оказывался кто-то… А в тот роковой день – осталась одна…
Начало конца
Однажды Лена сидела в гостях у друзей и вдруг замерла. Посмотрела на дверь и произнесла: “Вот сейчас она откроется, и он войдет”. В ту же секунду в комнате появился мужчина – и не просто мужчина, а тот, кому суждено было разделить с Майоровой 12 лет брака.
Сергей Шерстюк был творческим человеком, художником. Они с Еленой подходили друг к другу. Для Майоровой это был второй брак – первый многие знакомые актрисы считали фиктивным. Будучи студенткой, она вышла замуж за однокурсника-москвича, что бы получить прописку и не отправляться по распределению на Сахалин.
Елена Майорова с мужем Сергеем Шерстюком
Во втором же браке господствовало настоящее чувство. У Сергея рос сын Никита, которого Елена приняла тепло. Однако общих детей у пары так и не появилось: в детстве Майорова переболела туберкулезом, после чего ей поставили диагноз бесплодие. Казалось, сама актриса совершенно не переживает по этому поводу: “У меня уже есть взрослый ребенок _ Шерстюк!”
Супруги любили шумные компании. Выпивали, но в меру. До поры до времени как Сергей, так и Елена держали себя в руках: пара обосновалась у отца Шерстюка – генерала – в самом центре Москвы, на Тверской улице. Многое изменилось после того, как в 1994 году Шерстюка-старшего не стало.
Майорова на тот момент будучи востребованной театральной и киноактрисой, откровенно махнула рукой на работу. Могла пропустить спектакль после очередной веселой гулянки с друзьями, подвести коллег на съемочной площадке, будучи не в состоянии играть роль.
Кадр из фильма “Вам и не снилось” (1980)
Создавалось впечатление, что она забыла, каким трудом ей досталась зрительская любовь и признание режиссеров.Ведь начала Елена с учебы в строительном ПТУ, потому что ни в один театральный вуз ее не брали…
Бег по кругу
Долгое время ни друзья, ни коллеги не замечали проблемы. А она нарастала как снежный ком. Сдерживающих факторов не оставалось, да и наследственность сказывалась – отец актрисы злоупотреблял алкоголем. К тому же ей все время казалось, что спиртное является чуть ли не спутником любого творчества: им баловались и Высоцкий, и Даль, и Олег Ефремов… С каждым годом ситуация усугублялась.
Кадр из фильма “Одиноким предоставляется общежитие” (1983)
Свой отпечаток на психологическое состояние актрисы накладывали и роли. Если поначалу ей доставались персонажи попроще (проводницы, буфетчицы, сержанта милиции), то со временем они становились более мистическими. Взять хотя бы одержимую демонами Глафиру в телесериале “На ножах”. Или Настасью Филипповну из романа Достоевского “Идиот”. Сыграв ее на сцене, Майорова в ужасе воскликнула: “Мне страшно: я так на нее похожа”.
Однако отказываться от ролей Елена не могла. Супруг, будучи свободным художником, денег в семейный бюджет практически не приносил. Ей приходилось работать над самыми сложными ролями, каждая из которых будто отнимала у нее частичку души. Майорова долго не могла выйти из некоторых образов, погружалась в депрессию, снова хватаясь за бутылку – и так по кругу.
Татьяна Догилева до сих пор сожалеет, что не смогла уберечь подругу
Одной из первых забила тревогу Татьяна Догилева. Она узнала, что по городу поплыли нехорошие слухи: будучи в состоянии алкогольного опьянения, Майорова могла поговорить по душам с девушками “легкого” поведения или подружиться со случайными собутыльниками.
Видя, в каком состояние находится подруга, Догилева звала к ней друзей, пытаясь развеселить, вдохнуть новую жизнь. Казалось, получилось. Но впечатление было обманчивым. Позже Догилева собиралась устроить Елену в клинику. Не случилось…
Живой факел
Осенью 1996 года режиссер Наталья Пьянкова взялась снимать фильм “Странное время”. Одну из ролей в ней сыграла Елена Майорова, а ее партнером стал 27-летний актер Олег Васильков. И если они сначала играли любовь в кадре, то позже окружающие все чаще стали замечать их вместе и вне работы.
Кадр из фильма “А был ли Каротин?” (1989)
Елена ничего не стеснялась, хотя и понимала: узнай об этом муж, он будет страдать. Говорят, Олег мечтал связать с актрисой свою судьбу. Сама же она воспринимала его как глоток свежего воздуха – возможно, последний…
Именно ему актриса отправила сообщение на пейджер 23 августа 1997 года, в день своей смерти. Но Васильков был в командировке, и мольбы о помощи (“Приезжай скорее, я умираю!”) до него не доходили. Елена металась в приступе отчаяния. Позвонила Догилевой, Жене Миронову, постучалась в дверь соседям со странным “Что-то у меня сегодня крыша едет”. Что произошло дальше, до сих пор загадка.
Елена в роли сержанта полиции
По официальной версии, в тот день Майорова вышла на лестничную клетку покурить и не заметила, что на ее одежде остались пятна от керосина. Видимо у Елены болело горло, и лечить она решила дедовским методом, полоща горло керосином. От огня спички платье на ней вспыхнуло. Несчастная женщина кричала, взывая о помощи. Полыхая, сбежала вниз по лестнице, метнулась в ближайшее здание. Это был театр имени Моссовета, служебный вход в который располагался у нее во дворе.
Окружающие смотрели на обнаженную женщину, всю покрытую чем-то коричневым, и поражались: надо же, как достоверно снимают кино! Только это были не съемки – никто не мог поверить, что человек действительно в беде. Майорова добежала до вахты театра и, упав, прошептала: “Прости меня, Господи. Прости меня, Сережа”.
Кадр из фильма “Возвращение броненосца”
Ее нашли уже в бессознательном состоянии, сразу отправили в институт имени Склифосовского. Ожоги 85% поверхности тела – платье из искусственного шелка буквально расплавилось на ней.
Все не случайно…
Майорова скончалась в тот же день, врачи не смогли ей помочь. Друзья были шокированы трагедией и стали выдвигать свои версии случившегося. Многим казалось: “Елена заигралась со смертью, а та жестоко наказала ее”.
Увы, официальная версия смерти актрисы – “неосторожное обращение с огнем” – действительно выглядела неубедительно. В квартире Майоровой была найдена пустая бутылка водки. Позже оказалось, что и керосин был не обычным, а авиационным. Она попросила принести мужа горючее незадолго до рокового дня.
Известно, что этот керосин не горит – воспламеняются лишь его пары. Пустую бутылку из-под него нашли на лестничной площадке, а рядом – горку обугленных спичек. Майоровой пришлось истратить почти целый коробок, прежде чем поджечь себя.
Самоубийство было налицо, и тем не менее церковь разрешила похоронить актрису по христианским обычаям. Соседи слышали ее мольбы о помощи, а это значило, в последние минуты жизни Елена все же раскаивалась в содеянном.
Два главных мужчины последних лет ее жизни – муж Сергей и возлюбленный Олег – очень тяжело переживали потерю любимой женщины. Василькову Елена не раз мерещилась после своего ухода. А спустя годы после смерти любимой на него было совершено нападение – и точно в день ее рождения. “Наверное, Лена меня зовет”, – говорил Олег.
Сергей Шерстюк долго не мог простить себе произошедшее. Даже начал вести дневник, в котором сделал запись: “Ты была живая рана, девочка без кожи, чище тебя я не знал”.
Елена Майорова.
Спустя пару месяцев он узнал о смертельном заболевании – врачи обнаружили у него онкологию. Не иначе как страшная боль утраты дала толчок развитию недуга. Сергей прожил без любимой жены всего девять месяцев.
Пророческие слова Елены Майоровой: “Елена в переводе с греческого означает “факел”. Я бы хотела быть достойной своего имени…”