19.04.2024

Что послужило причиной раннего ухода ЕЛЕНЫ МАЙОРОВОЙ

Елене было всего 39 лет – именно таким коротким был ее земной путь, но за это время она стала настоящей звездой советского кинематографа.

Есть такие люди: вся их жизнь представляется трагедией. Там, где другие решают проблемы, они их смакуют и усугубляют. К сожалению, такой была и Елена Майорова. Со студенчества она вела разговоры о смерти, несколько раз пыталась совершить суицид. Но всегда рядом оказывался кто-то… А в тот роковой день – осталась одна…

Начало конца

Однажды Лена сидела в гостях у друзей и вдруг замерла. Посмотрела на дверь и произнесла: “Вот сейчас она откроется, и он войдет”. В ту же секунду в комнате появился мужчина – и не просто мужчина, а тот, кому суждено было разделить с Майоровой 12 лет брака.

Сергей Шерстюк был творческим человеком, художником. Они с Еленой подходили друг к другу. Для Майоровой это был второй брак – первый многие знакомые актрисы считали фиктивным. Будучи студенткой, она вышла замуж за однокурсника-москвича, что бы получить прописку и не отправляться по распределению на Сахалин.

Елена Майорова с мужем Сергеем Шерстюком

Во втором же браке господствовало настоящее чувство. У Сергея рос сын Никита, которого Елена приняла тепло. Однако общих детей у пары так и не появилось: в детстве Майорова переболела туберкулезом, после чего ей поставили диагноз бесплодие. Казалось, сама актриса совершенно не переживает по этому поводу: “У меня уже есть взрослый ребенок _ Шерстюк!”

Супруги любили шумные компании. Выпивали, но в меру. До поры до времени как Сергей, так и Елена держали себя в руках: пара обосновалась у отца Шерстюка – генерала – в самом центре Москвы, на Тверской улице. Многое изменилось после того, как в 1994 году Шерстюка-старшего не стало.

Майорова на тот момент будучи востребованной театральной и киноактрисой, откровенно махнула рукой на работу. Могла пропустить спектакль после очередной веселой гулянки с друзьями, подвести коллег на съемочной площадке, будучи не в состоянии играть роль.

Кадр из фильма “Вам и не снилось” (1980)

Создавалось впечатление, что она забыла, каким трудом ей досталась зрительская любовь и признание режиссеров.Ведь начала Елена с учебы в строительном ПТУ, потому что ни в один театральный вуз ее не брали…

Бег по кругу

Долгое время ни друзья, ни коллеги не замечали проблемы. А она нарастала как снежный ком. Сдерживающих факторов не оставалось, да и наследственность сказывалась – отец актрисы злоупотреблял алкоголем. К тому же ей все время казалось, что спиртное является чуть ли не спутником любого творчества: им баловались и Высоцкий, и Даль, и Олег Ефремов… С каждым годом ситуация усугублялась.

Кадр из фильма “Одиноким предоставляется общежитие” (1983)

Свой отпечаток на психологическое состояние актрисы накладывали и роли. Если поначалу ей доставались персонажи попроще (проводницы, буфетчицы, сержанта милиции), то со временем они становились более мистическими. Взять хотя бы одержимую демонами Глафиру в телесериале “На ножах”. Или Настасью Филипповну из романа Достоевского “Идиот”. Сыграв ее на сцене, Майорова в ужасе воскликнула: “Мне страшно: я так на нее похожа”.

Однако отказываться от ролей Елена не могла. Супруг, будучи свободным художником, денег в семейный бюджет практически не приносил. Ей приходилось работать над самыми сложными ролями, каждая из которых будто отнимала у нее частичку души. Майорова долго не могла выйти из некоторых образов, погружалась в депрессию, снова хватаясь за бутылку – и так по кругу.

Татьяна Догилева до сих пор сожалеет, что не смогла уберечь подругу

Татьяна Догилева до сих пор сожалеет, что не смогла уберечь подругу

Одной из первых забила тревогу Татьяна Догилева. Она узнала, что по городу поплыли нехорошие слухи: будучи в состоянии алкогольного опьянения, Майорова могла поговорить по душам с девушками “легкого” поведения или подружиться со случайными собутыльниками.

Видя, в каком состояние находится подруга, Догилева звала к ней друзей, пытаясь развеселить, вдохнуть новую жизнь. Казалось, получилось. Но впечатление было обманчивым. Позже Догилева собиралась устроить Елену в клинику. Не случилось…

Живой факел

Осенью 1996 года режиссер Наталья Пьянкова взялась снимать фильм “Странное время”. Одну из ролей в ней сыграла Елена Майорова, а ее партнером стал 27-летний актер Олег Васильков. И если они сначала играли любовь в кадре, то позже окружающие все чаще стали замечать их вместе и вне работы.

Кадр из фильма “А был ли Каротин?” (1989)

Елена ничего не стеснялась, хотя и понимала: узнай об этом муж, он будет страдать. Говорят, Олег мечтал связать с актрисой свою судьбу. Сама же она воспринимала его как глоток свежего воздуха – возможно, последний…

Именно ему актриса отправила сообщение на пейджер 23 августа 1997 года, в день своей смерти. Но Васильков был в командировке, и мольбы о помощи (“Приезжай скорее, я умираю!”) до него не доходили. Елена металась в приступе отчаяния. Позвонила Догилевой, Жене Миронову, постучалась в дверь соседям со странным “Что-то у меня сегодня крыша едет”. Что произошло дальше, до сих пор загадка.

Елена в роли сержанта полиции

По официальной версии, в тот день Майорова вышла на лестничную клетку покурить и не заметила, что на ее одежде остались пятна от керосина. Видимо у Елены болело горло, и лечить она решила дедовским методом, полоща горло керосином. От огня спички платье на ней вспыхнуло. Несчастная женщина кричала, взывая о помощи. Полыхая, сбежала вниз по лестнице, метнулась в ближайшее здание. Это был театр имени Моссовета, служебный вход в который располагался у нее во дворе.

Окружающие смотрели на обнаженную женщину, всю покрытую чем-то коричневым, и поражались: надо же, как достоверно снимают кино! Только это были не съемки – никто не мог поверить, что человек действительно в беде. Майорова добежала до вахты театра и, упав, прошептала: “Прости меня, Господи. Прости меня, Сережа”.

Кадр из фильма “Возвращение броненосца”

Ее нашли уже в бессознательном состоянии, сразу отправили в институт имени Склифосовского. Ожоги 85% поверхности тела – платье из искусственного шелка буквально расплавилось на ней.

Все не случайно…

Майорова скончалась в тот же день, врачи не смогли ей помочь. Друзья были шокированы трагедией и стали выдвигать свои версии случившегося. Многим казалось: “Елена заигралась со смертью, а та жестоко наказала ее”.

Увы, официальная версия смерти актрисы – “неосторожное обращение с огнем” – действительно выглядела неубедительно. В квартире Майоровой была найдена пустая бутылка водки. Позже оказалось, что и керосин был не обычным, а авиационным. Она попросила принести мужа горючее незадолго до рокового дня.

Известно, что этот керосин не горит – воспламеняются лишь его пары. Пустую бутылку из-под него нашли на лестничной площадке, а рядом – горку обугленных спичек. Майоровой пришлось истратить почти целый коробок, прежде чем поджечь себя.

Самоубийство было налицо, и тем не менее церковь разрешила похоронить актрису по христианским обычаям. Соседи слышали ее мольбы о помощи, а это значило, в последние минуты жизни Елена все же раскаивалась в содеянном.

Два главных мужчины последних лет ее жизни – муж Сергей и возлюбленный Олег – очень тяжело переживали потерю любимой женщины. Василькову Елена не раз мерещилась после своего ухода. А спустя годы после смерти любимой на него было совершено нападение – и точно в день ее рождения. “Наверное, Лена меня зовет”, – говорил Олег.

Сергей Шерстюк долго не мог простить себе произошедшее. Даже начал вести дневник, в котором сделал запись: “Ты была живая рана, девочка без кожи, чище тебя я не знал”.

Елена Майорова.

Спустя пару месяцев он узнал о смертельном заболевании – врачи обнаружили у него онкологию. Не иначе как страшная боль утраты дала толчок развитию недуга. Сергей прожил без любимой жены всего девять месяцев.

Пророческие слова Елены Майоровой: “Елена в переводе с греческого означает “факел”. Я бы хотела быть достойной своего имени…”