27.04.2024

До какой степени может быть абстрактным памятник? На примере нового памятника глине в Москве

Этот забавный и неожиданный вопрос пришел мне в голову, когда я любовалась… хм.. нет, просто наблюдала за новой скульптурой… хм… нет, чем-то абстрактным на Болотной набережной в Москве.

На этих фото вы тоже можете им полю… хм… его понаблюдать и решить: а что же, собственно, он изображает?

До какой степени может быть абстрактным памятник? На примере нового памятника глине в Москве
До какой степени может быть абстрактным памятник? На примере нового памятника глине в Москве

Снимки сделаны автором этого поста

В аккурат напротив него, через узенькую в данном месте речку, на набережной заботливо установлены скамейки, на которых можно посидеть и на досуге подумать: что же такое увековечивает скульптура?

Автор – швейцарец Урс Фишер – назвал этот монумент «Большая глина № 4». Но местные жители и дотошные туристы уже переименовали его в «Бoльшая кyчa э…».

И если бы он был небольшим – в принципе, столько вопросов не вызывал бы. Вот как небольшая скульптурка 6-й симфонии Чайковского в Клину (прикинуть масштаб можно, сравнив ее с людьми на дальнем плане).

До какой степени может быть абстрактным памятник? На примере нового памятника глине в Москве

Фото сделано в Клину автором данного поста

Но ведь этот памятник в Москве имеет высоту целых 15 метров! Особо критичные товарищи наверняка воскликнут: это сколько же материала пошло на такое бесформенное нечто?

Кстати, автор творил сие произведение искусства (ли?) ни много ни мало 8 лет.

И было это (по его мнению) не в формате «когда б вы знали, из какого сора…». О, изначально это были не остатки «скульптурного производства», но гpaндиoзный концептуальный замысел.

Сидел как-то Фишер за работой. И на глаза ему бросились 5 кycков глины. И понял глубокомысленный швейцарец, что это символ творения и преображения материи человеком.

Чтобы поделиться таким важным открытием с миром, этот творец понял, что его надо показать всем. Но 5 небольших кycoчков выглядели не очень монументально. Тогда он каждый из них увеличил в 50 раз и заменил глину алюминием.

Между прочим, сие творение успело получить лавры и удивить ценителей культуры в Штатах и Италии. И если на смело-экспериментальном Манхеттене оно смотрелось более-менее органично, то во Флоренции, этом классическом городе-памятнике, оно оттолкнуло публику.

Однако реакция итальянцев, избалованных своими шедеврами эпохи Возрождения, не смутила швейцарца, который сказал там своим критикам: «Искусство – это то, что вы из него делаете». Мол, что конкретно вы видите в памятнике – то это на самом деле и есть.

Несколько детская софистика, не находите? Хотя некоторые представители современного искусства были бы рады, если бы их сравнили с детьми.

Впрочем, нельзя не согласиться, что скульптура явила собой типичный образчик нынешней любви культуры к провокациям.

В целом же можно снять часть претензий и иронии по отношению к этому творению, если разобраться с его статусом: на самом деле это не памятник, но инсталляция. А с инсталляций, так сказать, меньший спрос: это вообще временное искусство наподобие граффити, поэтому «в классики» его никто изначально и не готовил.

Да и находится она не, допустим, у Третьяковки с ее шедеврами, а у Центра современного искусства, переделанного из ГЭС-2. И вообще Болотная по понятным причинам приобрела известность в определенном смысле продвинутого места.

Однако мне все же хочется сказать: ребята, давайте творить разумно! Даже если речь идет о временных инсталляциях.

До какой степени может быть абстрактным памятник? Может быть, все же не стоит переводить столько материалов на настолько непонятные вещи? На мой взгляд, 5 кycoчков глины простить можно… можно даже улыбнуться этому как юмору… но как раз между 5 кycoчками глины и 15 метрами алюминия и находится грань, которую переходить не следует.

Я ни в коей мере не ограничиваю творцов в их порывах. Я говорю лишь о размерах их творений. Все-таки это не скульптуры, которые наш Зураб Церетели хранит далеко от глаз публики у себя на даче в подмосковном Переделкине. Это памятник в центре столицы большой страны.

Если уж размеры настолько большие, то и изображение должно быть более понятным… и, главное, не настолько двусмысленным, товарищи.

Вот, допустим, поставили небольшие скульптуры героям советских мультиков в подмосковном Раменском – ни на что глобальное они не претендуют, но туда хочется ездить, к этим памятникам хочется водить детей и взрослых друзей, там хочется посидеть подольше.

А хотелось бы вам порелаксировать / помедитировать рядом с этой «кyчкoй», да еще пронумерованной? О чем вы сможете поведать своим детям рядом с этим пам… хм… предметом?

Да, кстати, на самом деле: как оцениваете лично вы конкретно эту инсталляцию и вообще подобные слишком абстрактные творения?