25.04.2024

Душевная травма

Душевная травма

” Я требую от учителя только добрых нравов, так же, как я потребовал бы  их от каждого гражданина.”, – писал Дени  Дидро.

Многим из нас  на своем жизненном пути встречались прекрасные учителя, о которых мы вспоминаем с теплом и благодарностью.  Такие учителя встречались и мне. С большим уважением и любовью я храню добрую память о них.

Помню, как учительница по литературе говорила моему классу:” Послушайте сочинение, в нем нет ни одного слова из учебника, девочка умеет думать.”  Именно, благодаря этой учительнице я полюбила литературу, и у меня появилось желание писать.


Но сейчас, я хочу рассказать об учителях, которые травмируют души детей, не знаю происходит это осознанно, или от недостатка педагогического мастерства, знаю только точно, что своими неверными действиями, они провоцируют детей на жестокие поступки, убивая в них сострадание к ближнему, и калеча  их души.

Шурочка была новенькой в 3″ А” классе, ее родители погибли в автокатастрофе, девочку удочерили родственники и ей пришлось переехать жить в другой город. Тяжело ей было расставаться с привычным образом жизни, с подругами, с любимой учительницей.

Приемная мама привела девочку в новую для нее школу для знакомства с  учительгицей. Меня зовут Мария Серафимовна –  представилась подошедшая учительница. Она посмотрела на девочку, робко стоявшую около мамы, и добавила:    – Такая девочка должна учиться только на четыре и пять. Но Шурочка уловила неискренние нотки в ее голосе, и ей подумалось, что та, ее первая учительница, была лучше.

Как оказалось позже, девочка не обманулась в своем предчувствии.
Когда на следующий день Шурочка пришла в школу, учительница уже не была такой приветливой, как в первый день их знакомства.

– Андреева! – вызвала она ее к доске. – Читай рассказ! Шурочка не решилась объяснить, что целый месяц пролежала в больнице с болезнью Боткина, и что никогда не читала это произведение … Она стала читать, как умела, а когда  закончила чтение, Мария Серафимовна громко на весь класс с раздражением сказала :” Откуда только твои родители взяли, что ты хорошо читаешь?” Девочка вспомнила, что ее новая мама, действительно, при первой встрече с учительницей хвалила ее и говорила, что читает она хорошо.


Ей стало стыдно, она неуверенно стояла у доски, во всем ее облике читалась беспомощность, она понимала, что здесь все такие чужие, здесь нет ее подруг и никто ее не защитит. Ей хотелось убежать из класса, спрятаться и вернуться в свой родной город, туда, где ее любили!

А класс смеялся над ней, они смеялись, а у девочки плакала душа. Никто не подходил к ней на переменах,  домой она  всегда возвращалась одна.

Шурочка! – позвала ее мама, хлопотавшая на кухне. – Что ты делаешь?  Девочка не могла произнести слово ” уроки.”  Язык вдруг стал, как ватный, отказываясь произнести это слово. Ведь в той другой школе, были настоящие уроки. Учительница всегда приносила в школу проверенные тетрадки, а они – дети  бежали к ней навстречу и  помогали любимой учительнице нести тяжелую сумку  с результатами их домашних заданий.

Мария Серафимовна же проверяет их работы на переменке,  ученики разговаривают вслух на посторонние темы. Все как – то не так и не то.

– Шурочка, ты меня слышишь? – прервала ее мысли мама.
= Я пишу –  громко ответила Шура.
– Тебе завтра на музыку идти , ты не забыла?
– Нет! Я помню!

Однако придя в школу, девочка вдруг вспомнила, что преподавательница по музыке, просила ее быть в школе на час раньше. Как же она могла это забыть?

Шурочка подбежала к Марии Серафимовне и спросила:” Я хотела отпроситься, мне к трем часам нужно быть в музыкальной школе.”

Отсидишь математику, тогда  и пойдешь –  сказала как отрезала учительница. Шурочке опять стало грустно и захотелось вернуться в свою родную школу, туда, где  ее понимали и любили.

На следующий день Шурочка, задумавшись поднималась по лестнице, навстречу ей спускалась Мария Серафимовна.

– Ты почему не здороваешься – назидательно сказала она. – Я Вас не заметила,-  ответила девочка. Она стояла перед учительницей, не смея выразить свои подлинные мысли и чувства. – Здравствуйте – тихо  выдавила она из себя.

Прозвенел звонок, дети расселись по местам. Александра, иди отвечать, – вызвала ее к доске Мария Серафимовна. – Ты почему кривишься?  Учительница говорила это громко , ей явно хотелось, чтобы ее слышал весь класс, и чтобы девочку дразнили. Для этого она даже изобразила искривленную рожицу. Дети дружно засмеялись и после этого Шурочка стала предметом насмешек, что  приносило ей душевные  переживания.

Девочке было не до смеха, она не сможет рассказать родственникам обо всем этом, это так сложно, обидно и унизительно, нет она не посмеет их расстраивать. И Шурочка молчала.

Сколько раз я говорила, чтобы никто не приходил в школу в цветных лентах, укоряла  детей учительница. – Любка,- позвала она детдомовскую девочку.- Иди сдирай цветные ленты. Девочка стремглав и с  явным удовольствием помчалась исполнять поручение учительницы. В первую очередь, она пыталась сдернуть голубые ленточки с Шурочки, которые подарила ей  ее родная мама, и которые поэтому были ей особенно дороги. Шура пыталась увернуться, но та  с необыкновенной ловкостью, уже сорвала с нее ленты.

И тогда Шурочка взбунтовалась.

Придя домой, она бросила портфель под стол, не желая   больше его видеть, и перестала делать уроки.

Где поля, – писала учительница. Вот поля, – отвечала  в тетрадке девочка и выбрасывала ее. Гнев и обида переполняли ее сердце, никому не могла она рассказать, как ей плохо в этой школе, да и возможно ли понять ее, и сможет ли она рассказать о своих страданиях…

Но однажды Мария Серафимовна заболела, и в класс пришла другая учительница.

– Здравствуйте, дети, – приветливо сказала она. –  Сегодня уроки у вас буду вести я.

Итак, проверим домашнее задание. Иди к доске девочка с бантиками, – улыбаясь сказала она. – Как тебя зовут?,- она указала рукой на Шурочку. –  Меня зовут Шура, – несмело ответила девочка.

Шурочка не сделала домашнее задание, но учительница смотрела на нее такими добрыми глазами, что девочка просто не в силах была сказать ей об этом. Читай условие, – ободряюще сказала она.

Когда девочка   выполнила ее  просьбу, учительница сказала :” Ну, а теперь расскажи, как мы решим первое действие.”

Только бы решить правильно, только бы учительница не подумала, что я ничего не знаю, она ведь такая добрая и верит в меня.

Шурочка сосредоточилась и ответила верно. – Молодец, а теперь запиши решение на доске и садись,-  сказала она. Как жаль, что это не моя учительница,- думала девочка. В ее жизни наступил переломный момент. Впервые она вновь поверила в свои силы, она торопилась домой с хорошими оценками, ее радовало все, что она видела вокруг и солнечный свет, и золото листьев , мягким ковром покрывающих землю, и надежда.

Вскоре около дома Шурочки построили новую школу, и она перешла туда учиться. И, если бы не эта школа, кто знает, как дальше сложилась бы дальнейшая судьба девочки. Другая школы и добрые учителя вылечили ее душу.

И хоть прошло много лет, а Шурочка давно превратилась в Александру Петровну, но до сих пор она не может забыть, как получилось так, что в самый трудный момент своей  жизни она оказалась одинокой, непонятой и никому не нужной в коллективе,  которым руководила Мария Серафимовна.  До сих пор  она не может найти ответ на этот вопрос.

Наступил новый учебный год, наступило иное время, другие дети торопятся с ранцами в школу. Какие  учителя  встретятся им на пороге жизни?

” Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. ( Гете.)
АВТОР Наталья Федотова 2