19.04.2024

Из-за чего в 1980-х подрались Татьяна Доронина и Наталья Гундарева

В 1983 году театральную Москву облетела неожиданная новость – на сцене театра имени Маяковского подрались две актрисы. И не кто попало, а народная артистка СССР Татьяна Доронина и заслуженная артистка РСФСР Наталья Гундарева. Если к словесным стычкам люди творческие относились терпимо, то рукоприкладство среди актеров было явлением редким.

Наталья Гундарева и Татьяна Доронина

Когда Наташа Гундарева только поступила в Щукинское училище, Татьяна Доронина уже была звездой, сыграв в картинах “Старшая сестра” и “Три тополя на Плющихе”.

Звезда и звездочка

Наталья Гундарева в детстве даже не мечтала играть на театральных подмостках. Считала, что в жизни нужно иметь серьезную профессию, а актерство к таковой отнести нельзя. Тем не менее в восьмом классе она пришла заниматься в театр юных москвичей во Дворце пионеров. Несмотря на явные актерские способности, в десятом классе Наташа устроилась чертежницей в конструкторское бюро.

По ее мнению, это помогло бы ей поступить в вуз на инженера-проектировщика. Действительно, на экзаменах в Московский институт стали и сплавов она с легкостью прошла два тура, но в этот момент друг детства, актер Виктор Павлов, убедил ее, что она не простит себе, если не использует шанс стать актрисой.

Гундарева подала документы в Щукинское училище и неожиданно для себя самой прошла! И это при конкурсе 247 человек на место!

На курсе Гундарева быстро стала одной из лучший. Неслучайно по окончании “Щуки” выпускницу пригласили сразу 4 столичных театра: МХАТ, “Современник”, Вахтанговский и имени Маяковского. К удивлению многих, Гундарева выбрала не самый звездный – театр имени Маяковского.

Театр им. В. Маяковского г. Москва

Возможно, Наталья обратила на него внимание из-за главного режиссера Андрея Гончарова. Тот хоть и пригласил девушку в свою труппу, но не сразу разглядел в ней будущую звезду.Поначалу молодая актриса играла роли в массовках и эпизодах. Позднее пошли роли второго плана. Как вспоминал драматург Аркадий Инин:

“Я впервые увидел Гундареву году в 72-м. Пришел на спектакль театра им. В. Маяковского “Дети Ванюшина”. Пришел посмотреть замечательного Евгения Леонова. И увидел его. Но еще в тот вечер я увидел на сцене юную выпускницу Щукинского училища Наташу Гундареву. Ее лицо еще не было никому знакомо. Ее талант еще был неизвестен. Даже имя ее еще не было напечатано в программке, а вписано от руки”.

В том же 1972-м в труппе Гончарова появилась уже состоявшаяся звезда экрана – 39-летняя Татьяна Доронина. Ее задумчивый взгляд и утонченную красоту обожали миллионы советских мужчин. Фильмы с ее участием – “Старшая сестра” и “Три тополя на Плющихе” – становились лидерами кинопроката.

“Старшая сестра” (1966)

Впрочем, восторга обычных зрителей актеры “Маяковки” не разделяли. Для них Доронина была конкуренткой, ибо для пришедшей из МХАТа звезды глав-реж приготовил главные роли в двух постановках. В книге “Богини советского кино” журналист Федор Раззаков писал, что Доронина пришла в театр Маяковского не от хорошей жизни.

Во МХАТе у звезды не сложились отношения с коллегами и наступил творческий кризис. Фильм “Чудный характер”, в которой актриса снялась в 1970 году, журнал “Советский экран” и вовсе назвал худшим фильмом года.

Осадочек остался…

Появление Дорониной в театре имени Маяковского Наталья Гундарева поначалу сочла интересным событием. Ведь на тот момент и возраст (Доронина старше на 15 лет) и положение двух актрис были несравнимы. Поэтому конкуренции между ними быть не могло. Да и остальные актеры в театре отнеслись к Татьяне Васильевне настороженно-почтительно. Фамильярность в отношении ее категорически исключалась, здесь все называли ее только по имени-отчеству.

“Банкрот или свои люди – сочтемся”

Но время шло, и Гончаров все больше убеждался, какой алмаз по фамилии Гундарева попал к нему в труппу. В 1974 году в спектакль “Банкрот, или Свои люди – сочтемся” по пьесе Островского режиссер ввел ее на роль Липочки. Ранее в спектакле эту главную роль играла Доронина, но по какой-то причине в ее работе возник перерыв.

После 10 дней репетиций Наталья органично вошла в постановку. Об этом свидетельствовали и положительные отклики театралов, и статьи критиков. Возможно, тогда и прозвенел первый звоночек противостояния между уже состоявшейся звездой и только восходившей. Впрочем, Доронина, женщина крутого нрава и стальной воли, вида не показала.

Дескать, скатываться в пустые интриги – не мой уровень. Себе цену она знала. Тем не менее от внимания проницательной Гундаревой некоторое недовольство не скрылось. В дальнейшем напряжение между актрисами только возрастало.

Неизвестно, понимал ли, к чему может привести подобное, режиссер Гончаров. А если понимал, то наверняка считал, что здоровая конкуренция еще никогда не вредила работе.

В 1977 году на экраны СССР вышла мелодрама “Сладкая женщина”, где главную роль блистательно сыграла Наталья Гундарева. Именно после премьеры этой картины она поняла смысл фразы “Проснуться знаменитой”. Отныне ни одна работа актрисы не оставалась незамеченной критикой – на сцене, на телевидении, в кино.

“Сладкая женщина” (1977)

По результатам опроса читателей в 1977 году журнал “Советский экран” признал Гундареву лучшей актрисой в номинации “Актриса года”. К концу десятилетия Наталья стала одной из ведущих актрис театра имени Маяковского. Все это не понравилось “королеве сцены” – Дорониной. Впрочем, у нее была отдушина – ее кинокарьера, в отличие от театральной, уверенно шла в гору. А в 1981 году Татьяне Васильевне присвоили почетное звание Народная артистка Советского Союза.

И грянул гром

В начале 1980-х Гундарева уже не была той наивной выпускницей “Щуки”, какой пришла в театр. Наталья Георгиевна и в детстве за словом в карман не лезла, а перешагнув тридцатилетний рубеж, могла любому сказать в глаза все, что думает.

“Три тополя на Плющихе” (1968)

И в отношении звездной Дорониной никаких исключений делать не собиралась. В конце концов отношения в этой звездной паре постепенно, но неумолимо накалялись, и когда-нибудь должна была произойти разрядка.

“С Наташей невозможно было работать в одном театре, поскольку это был театр для нее, – вспоминала только что пришедшая в “Маяк” актриса Татьяна Васильева. – Когда они начинали репетировать, Наташа дала по физиономии Татьяне Васильевне, была такая рукопашная. С этого момента она стала полновластной царицей в этом театре. Это были очень сильные женщины, одна из них должна была уйти”.

Свидетелей драки было достаточно, чтобы уже на следующий день слухи об этом разлетелись по театральной Москве. Режиссер Гончаров только пожал плечами:

“Все мы люди творческие, имеем право на выплеск эмоций. Все образуется…”.

Но, словно круги от брошенного камня, последствия вышли за стены театра. Для Дорониной эта оплеуха была словно волшебным пинком. Она окончательно осознала, что театр Маяковского – не то место, где она может блистать. Гончаров к тому моменту уже в роли примы больше видел Гундареву.

“Виват, гардемарины” (1991)

Через год после “рукопашной” Татьяна Васильевна вернулась во МХАТ к Ефремову. После разделения театра она возглавила труппу старых мхатовцев и стала худруком МХАТа имени Горького.

Татьяна Васильевна Доронина