29.03.2024

Как козни завистников отняли у нее не только карьеру, но и мужа. Вера Шершнева

В 1926 году в Одессу приехала хрупкая светловолосая девушка. Прямиком с перрона вокзала она отправилась в кинотехникум, чтобы подать документы на актерский факультет.

Красавицу блондинку Веру Шершневу в театральный приняли сразу. Все было при ней: привлекательная внешность, природный талант и трудолюбие. Преподаватели пророчили девушке успешную карьеру.

Родную Одессу Вера не узнавала — так изменился город.

Здесь 20 лет назад она появилась на свет. Отец шахтер, вечно пропадающий на заработках, и усталая мать, разрывающаяся между домом и уходом за четырьмя детьми — приятных воспоминаний у девушки не было. Она рано пошла работать: сначала помогала по хозяйству, а в 17 лет пошла на завод резчицей черепицы и сборщицей винограда в совхоз. Вступив в комсомол, Шершнева стала организатором женского сельского отряда. Параллельно Вера занималась в художественной самодеятельности.

В ее сердце зародилась мечта — стать одной из девушек на черно-белом экране, которыми она любовалась в кинотеатре. Но о ней Вера молчала — боялась, что родные и подруги ее засмеют.

Кадр из фильма “Я люблю”

Слава пришла к актрисе Вере Шершневой в 1932 году после выхода картины “Эшелон No…”, где 26-летняя актриса сыграла главную героиню Тасю. Фильм снимал на Киевской киностудии режиссер Леонид Луков. До этого она уже работала на Одесской киностудии и снималась в фильме “Право отцов”, “Штурмовые ночи”, “Рождение героини”.

Режиссер Леонид Луков, муж Веры

Во время съемок у Веры завязался служебный роман с режиссером. Леонид Давидович был на три года моложе, но уже снял три фильма и считался подающим надежды режиссером. За их отношениями наблюдала вся съемочная группа. Когда работа над фильмом была закончена, Вера и Леонид поженились. Их союз был успешным и в личном, и в творческом плане. Луков быстро делал карьеру и снимал любимую супругу в своих фильмах “Молодость”, “Я люблю”. Звезда белокурой красавицы Веры Шершневой восходила на небосклоне советского кинематографа все выше и выше. А завистников у нее становилось все больше и больше.

В фильме “Большая жизнь” партнером Шершневой был Борис Андреев

В 1939 году на экраны страны вышел фильм “Большая жизнь”, в котором Вера сыграла главную героиню Соню Осипову. Картина очень понравилась публике и стала лидерам проката, собрав 18,6 миллиона зрителей. Многие уверенны, что фильм получился таким искреннем и лиричным благодаря большой любви режиссера к музе и супруге Вере, исполнившей главную роль. Фразы героев полны неподдельной страсти: “Да ты знаешь, что такое любовь? Любовь — это как тиф”. А песня из кинофильма “Спят курганы темные” и вовсе стала супер-хитом. Желая повторить успех, несколько лет спустя Луков снял сиквел фильм.

Происки завистников.

С началом войны Вера Шершнева вместе с мужем была эвакуирована в Ташкент. В 1942 году она снялась в фильме супруга “Александр Пархоменко”, а через год вместе с Марком Бернесом в военном фильме “Два бойца”.

Кадр и фильма “Два бойца”

Картина имела грандиозный успех, в том числе благодаря песням, ставшими бессмертными “Темная ночь”, “Шаланды, полные кефали”, которые исполнял сам главный герой. А шикарную блондинку Веру Шершневу благодаря талантливой игре стали называть “второй Верой Холодной”.

“Весь фильм пронизан светлым юмором, и даже в “грустных” сценах “огонек юмора” освещает события ласковым приятным светом” – отзывался на страницах газеты “Труд” о работе соперника известный советский режиссер Григорий Александров.

А вот его супруга, обласканная славой звезда советского кино Любовь Орлова мнения Александрова не разделяла. Она уже блистала в фильмах мужа “Волга-Волга”, “Светлый путь” и хотела быть единственной блондинкой СССР. Прима поставила перед собой цель — изжить соперницу. Властная и горделивая Любовь Петровна в своих методах не стеснялась.

В 1943 году Вера Шершнева приказом кинематографии была переведена в штат “Союздетфильм”. В прессе начали появляться статейки, в которых сначала одаренность актрисы ставилась под вопрос, а затем Шершнева была открыто названа бездарностью. Актриса поспешно уехала из Ташкента в Киев, по официальной версии — чтобы ухаживать за своей больной сестрой.

Попал под раздачу и ее супруг, ставший к тому времени известным режиссером и, получавший престижные награды. Писали, что сюжеты его фильмов слишком просты и наивны, а военные сцены сняты по-делитански. “Немцы, например, наступают в фильме густой толпой и покорно падают от первой очереди советского пулемета”, – писал актер и педагог Всеволод Пудовкин.

Открытый, добрый и отзывчивый Леонид Давидович, никогда и не кому в жизни не причинивший вреда, не участвующий ни в каких интригах, очень болезненно воспринял нападки в свой адрес. Еще его обвиняли в том, что он в своих фильмах снимал жену. Как-будто другие режиссеры ее не снимали!

Леонид и Вера были прекрасной семейной парой, воспитывали двоих детей, но после травли в прессе между ними пробежала черная кошка.

Вера решила, что семья для нее важнее карьеры, и уговорила мужа уйти в тень — хотя бы на некоторое время. Он писал сценарии для кино, изредка снимал фильмы, но Шершнева с мужем больше не работала.

Сама она в 1961 году сыграла свою последнюю роль — хозяйки швейной мастерской в фильме мужа “Две жизни”. К тому времени сплетни вокруг ее имени немного поутихли.

Вера превратилась в обычную домохозяйку, в ведь несколько лет назад блистая на официальных приемах и встречах со зрителями, она и представить себе такого не могла.

Она пыталась подрабатывать озвучиванием фильмов, но по каким-то причинам дальше одной кинокартины дело не пошло.

В 1963 году Леонид Луков приступил к съемкам фильма “Верьте мне, люди”, но прям на площадке ему вдруг стало плохо, и 53-летний режиссер скоропостижно скончался.

Вдовья доля.

Вера тяжело переживала потерю мужа. Она понимала, что в его раннем уходе виноваты завистники, организовавшие травлю Но никаких имен Шершнева не называла даже самым близким.

Она не обладала бойцовским характером. Вера взлетела на олимп советского кинематографа волею судьбы, но не стал бороться, когда ее захотели от туда вытеснить. Шершнева легко сдала позиции и держаться за свой звездный статус не стала. А может правильно сделала?

С годами люди стали уверять, что никаких завистников вовсе и не было. Мол, талант Орловой совсем другого масштаба и ни на какую Шершневу она даже внимания не обращала. А способности Веры до статуса иконы кинематографа никогда не дотягивали. Неудивительно, что ее имени сегодня мало кто вспомнит… В отличие от Леонида Лукова, который действительно был талантлив.

После смерти мужа Вера Шершнева еле сводила концы с концами, даже пыталась вернуться в профессию, чтобы заработать хотя бы на хлеб. Но ее никто не хотел снимать Однажды ей удалось выбить крохотную роль в детской экранизации “Путешественник с багажом”, но ее имя даже не упоминалось в титрах.

Вера Дмитриевна Шершнева

До конца жизни она состояла в штате актеров киностудии им. Горького, но приглашений сниматься не получала. В последние годы жила на скромную пенсию и гонорары от проката кинолент, в которых ее муж участвовал как сценарист.

Звезда советского кино Вера Дмитриевна Шершнева тихо и незаметно ушла из жизни в 1978 году в возрасте 72 лет. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с супругом.