25.04.2024

Как в США одни сплагиатили советскую фантастику, другие получили «Оскары» за подражание ей, а наш режиссер остался в тени

Кого на Западе считают самым-самым русским фантастом? Нет, не братьев Стругацких, а Павла Клушанцева. Хотя у нас почти никто не слышал о нем.

И всё потому, что именно его «Планету бурь» стремились повторить режиссеры «Звездных вoйн» и «Космической одиссеи» плюс постановщик трюков «Терминатора-2».

Только вот фантастические фильмы Джорджа Лукаса, Стэнли Кубрика и Джеймса Кэмерона уже несколько десятков лет как признаны мировыми хитами, а советский фильм 1961 г. сегодня известен не более чем узкому кругу.

Как тут не вспомнить библейскую истину о пророке, не признанном в своем отечестве.

В год полета Юрия Гагарина общий интерес к космической тематике зашкаливал, и на этой волне начали снимать много фильмов. В том числе экранизировали научно-фантастический роман Александра Казанцева «Планета бурь».

Это кино сняли с применением уникальных для тех лет технологий комбинированных съемок. В те времена даже Голливуд не дошел еще до такого уровня.

Картину назвали одним из значимых этапов в мировом фантастическом кинематографе, но… благополучно забыли.

Кадр из фильма «Планета бурь»

Однако перед всеобщим забытием фильм успели показать в 28 странах, включая США. И вот там-то американцы его адаптировали «на свой лад».

Кинокомпания Америкэн Интернешнэл одни сцены с пленки удалила, другие добавила сама. В итоге через пару лет зрители США увидели картину под названием «Путешествие на доисторическую планету». При этом ни на «Леннаучфильм», ни на СССР не было сделано ни 1 намека!

Более того, фильм старательно переформатировали:

1) некоторых советских актеров в кадре ничтоже сумняшеся заменили на своих. Так, русская космонавтка Маша Иванова в исполнении Кюнны Игнатовой стала американской астронавткой в исполнении Фэйт Домерг;

2) добавили героев, которых не было в начальной версии. Одну из таких ролей в сценах на станции связи «Луна-7» сыграл Бэзил Рэтбоун;

3) в титрах все имена и фамилии просто заменили на новые. Например, Георгий Жженов стал Куртом Боденом.

Спустя 3 года та же киностудия еще раз перемонтировала ленту, слегка поменяв сюжет и название. Теперь это было «Путешествие на планету доисторических женщин».

Надо полагать, сотрудники Америкэн Интернешнэл четко отслеживали интересы зрителей и знали, с чего лучше снимать сливки. С фантастики они уже сливки сняли – теперь можно было снимать и с пuкaнтнocтей. А их там хватало – чего еще ждать от фильма про aмaзoнoк на Вeнepe?

Кстати, режиссер этой версии Питер Богданович не решился честно «подписаться» под фильмом и в титрах указал псевдоним – Дерек Томас.

Однако сведения о том, кто поставил самую 1-ю версию – «Планету бурь», – дошли хотя бы до узкого круга кинематографистов. И Павла Клушанцева все-таки ждало признание, хоть и в лице всего 1 человека – зато какого! Самого Джорджа Лукаса, который в 1988 г. приехал в СССР с 5-ми «Звездными войнами» и попросил официальной встречи с «патриархом советского кино».

Любопытно, что об этом «патриархе» не знали даже организаторы фестиваля американского кино, в рамках которого Лукас показывал свой фильм. Когда американца переспросили, кого он имеет в виду, он торжественно сказал: «Крестного отца “Звездных войн”».

Оказывается, стал поклонником нашего режиссера и другой известный американец – Стэнли Кубрик. Он в интервью признавался, что без «Планеты бурь» не было бы и его «Космической одиссеи».

Кстати, в «Космической одиссее» были и другие отсылки к СССР, например звукозапись дыхания Алексея Леонова во время его выхода в открытый космос.

При этом обе звезды из Голливуда указывали, что американская переделка «Планеты бурь» значительно ухудшила этот фильм, а вот его начальный вариант достоин подражания. И они оба стремились повторить этот вариант, например:

1) эффект невесомости (так, уже упомянутая Маша Иванова эффектно парила в воздухе);

2) ускорение и замедление движений;

3) изменение величины изображения;

4) движущийся в метре над землей флиппер (вездеход на воздушной подушке);

5) комбинированные съемки;

6) человекоподобный робот (его сыграл Борис Прутковский – между прочим, мастер спорта, борец и самбист);

7) и др.

Все эти трюки по большей части были режиссерским и техническим ноу-хау Клушанцева.

Некоторое время спустя советского «патриарха» стал разыскивать еще один знаменитый специалист из Голливуда – Роберт Скотак, постановщик спецэффектов.

И приемы, которыми щедро (и, заметим, безвозмездно) поделился с ним наш режиссер, затем были использованы в «Терминаторе-2». Между прочим, это кино получило «Оскар» за «лучшие визуальные эффекты».

Самый известный трюк вы все отлично помните: это сцена, когда Терминатор погружался в расплавленный металл, чтобы yничтoжить себя. Так вот подобная же сцена была в «Планете бурь».

В галерее – кадр из «Терминатора» и карикатура с elot.ru

Любопытно, что Cкoтaк спустя время вновь общался с Клушанцевым, даже несколько дней гостил у него – и потом на экраны вышел «Титаник» (Джеймса Кэмерона), за который был присужден «Оскар» по всё той же номинации…

…Как реагировал наш непризнанный гений? Как все гении: спокойно. Американцы на его месте кинулись бы в суд отстаивать авторские права. А он лишь улыбнулся.