24.04.2024

ЛЕОНИД БЫКОВ и его шедевральные фильмы о Великой Отечественной войне

Тема Великой Отечественной всегда отзывалась болью в душе украинского актера и режиссера Леонида Быкова. Его фильм “Аты-баты, шли солдаты” (1977), сняты вслед за ставшей классикой картиной “В бой идет одни “старики”, был его последней законченной работой в кино.

Леонид Быков

В 1970-х годах стали снимать картины по произведениям писателей-фронтовиков – таких, как Василь Быков, Виктор Астафьев и Борис Васильев. До этого времени эйфория от Победы была еще велика, да и не хотелось вспоминать боль и ужасы тех лет.

Необычный сюжет

Сценарий к фильму “Аты-баты, шли солдаты” писатель Борис Васильев написал вместе со сценаристом Кириллом Рапопортом. Соавторы придумали необычный сюжетный ход. В картине временных плана: события 1944 и 1974 годов. В 1974-м около станции Подбедня встречаются родные воинов, которые погибли там 30 лет назад, ценой своих жизней остановив немецкие танки. В 1944-м действия происходят на кануне того смертельного боя.

“Аты-баты, шли солдаты”

Сюжет этой картины трогательный и пронзительный, как все, что написал Борис Васильев. Тут и предчувствие героической и преждевременной гибели, и случайная короткая любовь, и боль за павших.
Начав работу над сценарием, соавторы обратились к реальному событию времен войны, которое в исторических источниках описано так:

“Похожий на описанный в фильме “Аты-баты, шли солдаты” бой произошел под Харьковом в 1943 году. Взвод истребителей танков под командованием лейтенанта Петра Широнина удерживал у села Тарановка бронегруппу противника из двадцати пяти немецких танков и пятнадцати бронетранспортеров. Начиная с утра 2 марта до полудня 6 марта взвод “широнинцев” выдержал все атаки противника, в общей сложности уничтожив при этом десять танков, самоходное орудие и бронетранспортер, а огнем из пулеметов и пистолетов-пулеметов – свыше ста солдат противника. Самым яростным был бой 5 марта, в котором погибло девятнадцать наших солдат, названных в последствии “украинскими панфиловцами”. Все павшие были похоронены 8 марта 1943 года в братской могиле в Тарановке”

На войне как на войне

Съемки картины Леонид Быков начал с самого тяжелого зимнего эпизода картины – марш-броска роты лейтенанта Суслина. Снимали под Москвой, недалеко от Загорска. В съемках по распоряжению министра обороны СССР маршала Гречко были привлечены войсковые подразделения Советской армии.

Погода соответствовала сценарию: стояли тридцатиградусные морозы. Так что замысел режиссера исполнился: постановщик очень хотел, чтобы актеры сразу почувствовали всю тяжесть военных действий – особенно в зимнее время. От холода даже съемочная техника часто выходила из строя.

Роль лейтенанта Суслина исполнил молодой тогда очень популярный артист Владимир Конкин – за пару лет до съемок он исполнил роль Павки Корчагина в картине по произведению Николая Островского “Как закалялась сталь”.

По признанию Конкина, съемки проходили в экстремальных условиях. По его словам, только энтузиазм заводного Леонида Быкова, игравшего ефрейтора Святкина, не давал артистам впасть в уныние. Быков как всякий хороший режиссер стремился к предельной достоверности.

От этой его творческой честности больше всех пострадал Конкин, который позже рассказывал:

“При подготовке к съемке в окопе, где стоял мой герой, вырыли дополнительную ямку, куда я должен был скрыться при приближении танка. Чтобы я понял, когда наступит время проваливаться, техники поставили флажки. Мне сказали: как только танк к ним приблизится, срочно ложись. Я видел, что танк пересек “красную линию”, но пошевелиться не мог. Чувства страха не было, но и ступор не проходил. В каком-то невероятном прыжке оператор бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину и сбить с ног буквально в последний момент: через мгновение тяжелая машина прошла надо мной, противотанковое ружье раздавило в смятку, меня завалило землей… Когда меня откопали, гимнастерка была изодрана в клочья, а бутафорская, нарисованная кровь смешивалась с настоящей “Все как на войне”, – сказал я Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся в машине скорой помощи. Серьезных травм не было, но съемки остановили на два дня…”

Нагоняй от маршала

Леонид Быков был уроженцем Киева, но чувствовал себя советским человеком. Именно поэтому в его картинах всегда участвовали и русские, и украинские артисты. Так возлюбленную лейтенанта Суслина, сыграла Елена Шанина, звезда театра “Ленком”. К сожалению, в кино у этой актрисы, сыгравшей Кончиту в легендарном спектакле “Юнона и Авось”, карьера сложилась не особо удачно.

“Аты-баты, шли солдаты” (1977)

Неприятный момент случился, когда Леонид Быков, осматривая отснятый материал, обнаружил, что изрядная часть пленки, на которой запечатлен тот самый зимний марш-бросок, – брак.

Что делать? Быкову пришлось идти на поклон к самому министру обороны Андрею Громыко, чтобы тот опять выделил танки, военных и горючее… Маршалу доложили о цели визита режиссера. Так что, едва Леонид Федорович переступил порог правительственного кабинета, на него обрушилась гневная тирада:

– “Что явился мать-перемать! Министерство обороны для тебя лакеи, что ли? Да я вас всех…”.

Быков повел себя умно: помня о своей цели, не стал перепираться с маршалом Советского Союза – встал руки по швам. И ждать пока, “железный Андрей”, как его называли на Западе, закончит свою пламенную речь. Когда военачальник выпустит пар, режиссер мягко пожаловался ему на несовершенство кинокамер.

А потом разразился антивоенный спичем о том, как важна тема Победы для подрастающего поколения. И Громыко дрогнул: для него Великая Отечественная всегда была священна. В итоге Быкову дали добро на пересъемку боевых сцен в фильме.

“В бой идут одни “старики”

К началу апреля 1976 года практически весь фильм был снят. И тут 48-летнего Быкова свалил инфаркт – второй по счету. Первый был после съемок неудачной картины “Зайчик”, которую в пух и прах разнесла советская критика.

Преждевременное завещание

Режиссера положили на лечение в одну из московских клиник. Чувствовал он себя плохо и написал завещание. Рукописный листок запечатал в конверт и отдал своей приятельнице редактору киностудии имени Довженко. Но судьба подарила режиссеру еще три года жизни.
А тогда он попросил “когда-нибудь” вручить это завещание друзьям – украинским артистам. Женщина так и не поняла, что значит “когда-нибудь”. Пришла домой, положила конверт в шкаф и забыла о нем.

Вспомнила буквально за несколько дней до гибели Быкова (он погиб в 1979 году в автокатастрофе). Распечатала конверт и достала письмо. В нем Быков писал о том, что ему грустно, и он думает о смерти…
Поразительно, но Быков сумел быстро преодолеть депрессию и уже в мае вернулся к съемкам. И сразу бодро отснял эпизод, в котором его герой – ефрейтор Святкин – лихо отплясывает “цыганочку”…

К концу августа 1977 года работу над фильмом закончили. С приемом картины никаких проблем не возникло – она прошла комиссию практически без правок и вскоре вышла в прокат.

Успех был грандиозен: картину посмотрели почти тридцать шесть миллионов зрителей. Два фильма о Великой Отечественной войне это был рекорд: последний раз нечто подобное было в 1974 году, причем опять же с фильмом Леонида Быкова – его “В бой идет одни “старики” собрал белее сорока четырех миллионов зрителей.

Могила Леонида Быкова в Киеве

В ноябре 1977 года за оба последних фильма Леонид Быков был удостоен Государственной премии Украинской ССР.