20.04.2024

Наталья Варлей: из цирка в большое кино

Наталья Варлей – одна из главных кинодив советского кино 60-70-х годов. При этом, в кино Наталья Владимировна попала совершенно случайно.

Родилась будущая “панночка” и “кавказская пленница” в послевоенной Румынии, в городе Констанце, где служил ее отец Владимир Викторович Варлей – ветеран войны, офицер, моряк.

Детство Наталья провела в Мурманске, куда Владимира Викторовича направили в начале 50-х.

Дипломированная эквилибристка

Девочка с детства проявила способности к творчеству: так, уже в 4 года Наталья написала свои первые стихи. Однако, со здоровьем были определенные проблемы: врачи диагностировали девочке ревмокардит и запретил заниматься физкультурой.

В 1958 году семья Варлей переезжает в Москву. Именно здесь Наталья “заболела” цирком. Сначала она просто ходила на представления, затем, увидев объявление о наборе детей в цирковую студию, поступила туда. Следующим этапом стало поступление на акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства, которое Наталья закончила в 1965 году. В дипломе Варлей в графе “специальность” было написано: “артистка-эквилибристка Союзгосцирка”.

После окончания училища Наталья начинает работать в разных труппах. Высшей точкой цирковой карьеры Варлей стало приглашение в Московский цирк на Цветном бульваре, где она выступала вместе с легендарным клоуном Леонидом Енгибаровым.

Наталья Варлей: из цирка в большое кино

Наталья Варлей на арене цирка на Цветном. 60-е годы. Фото: общественное достояние.

По большому счету, именно Енгибаров невольно стал “крестным отцом” Варлей в кино. Другом клоуна был кинорежиссер Одесской киностудии Георгий Юнвальд-Хилькевич. В 1966 году Георгий Эмильевич по приглашению Егнибарова посетил цирк на Цветном бульваре. На сцене он увидел Наталью Варлей, которой сразу после представления предложил сыграть роль медсестры в его новой комедии “Формула радуги”.

“Кавказская пленница”

“Формула радуги” не принесла Варлей славы, однако, во время съемок она поняла, что не хочет больше возвращаться в цирк из мира кино. В том же 1966 году она участвует в пробах фильма Леонида Гайдая “Кавказская пленница или Новые приключения Шурика”. На роль Нины пробовались сотни актрис, но Гайдаю приглянулась именно Варлей. Как впоследствии вспоминала супруга Гайдая Нина Гребешкова, циркачка понравилась Леониду Иовичу своим обаянием, искренностью и непосредственностью.

Весьма заинтересовал режиссера и цирковой опыт артистки: исполнительнице роли Нины предстояло участвовать с сложных комбинированных съемках.

Цирковой опыт пригодился Варлей на съемках "Кавказской пленницы".

Цирковой опыт пригодился Варлей на съемках “Кавказской пленницы”.

Выход “Кавказской пленницы” на киноэкраны мгновенно сделал Варлей звездой всесоюзного масштаба. Успех актриса закрепила съемками в первом советском фильме ужасов “Вий”, где Варлей феноменально сыграла панночку.

После съемок в “Вие” Наталья поступила в Театральное училище им. Щукина, которое окончила в 1971 году.

Варлей становится театральной актрисой, играет на сцене Московского драматического театра им. Станиславского. Параллельно активно снимается в кино, например, в фильме Л. Гайдая “12 стульев”, в котором Наталья сыграла студентку Лизу.

80-90-е стали для Варлей не такими успешными, как ранний период ее карьеры. Взяв такую невероятную высоту на старте, актриса словно выпала из обоймы, о ней стали забывать. Самая заметная киноработа Варлей в 80-е – съемки в сериале “Гостья из будущего” про Алису Селезневу: в экранизации повести Кира Булычева Наталья сыграла детского тренера Марту Эрастовну Скрыль.

В 1984 году Варлей поступает в Литературный институт им. Горького. Студенты и преподаватели этого небольшого, камерного учебного заведения были в шоке, когда к ним на занятия начала ходить знаменитая “кавказская пленница”.

Не своим голосом

Не секрет, что в “Кавказской пленнице” и в “12 стульях” персонажи Натальи Варлей говорят не ее голосом, а голосом Надежды Румянцевой. А песню про медведей исполняет Аида Ведищева.

Для Варлей решение Гайдая переозвучить персонажей было полным шоком. Девушка считала, что она обладает достойным и приятным голосом и хорошо поет.

В 1987 году, как будто вступая в заочный спор со знаменитым режиссером, Варлей занялась озвучиванием фильмов. Голосом Натальи Владимировны заговорила на русском знаменитая “Дикая Роза” – Вероника Кастро.

В 1992 году Гайдай, словно извиняясь перед Натальей, пригласил Варлей озвучить агента ЦРУ Мэри Стар в своем последнем фильме “На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди”.

В наше время Наталья Владимировна Варлей занимается преподавательской деятельностью, издает автобиографические книги и сборники стихов, участвует в различных телепередачах и, конечно, снимается в кино и сериалах.