Вы наверняка помните Белку Скрат из этого веселого мультика. Даже если сам мультик вы так и не удосужились посмотреть. Или смотрели, но невнимательно и уже всё забыли. Но Скрату вы наверняка прекрасно помните.
С какими бы знакомыми я ни обсуждала американские мультики – все сразу говорят об этой Белке. Ну, или не прямо сразу, но говорят обязательно. 🙂
Что за удивительный феномен?
Вот ведь даже критики эту Скрату не обходят вниманием.
Так, известный в определенных кругах Сергей Кудрявцев в книге «3500 кинорецензий», оценивая «Ледниковый период», больше всего говорит именно о Белке. По его мнению, участие Скраты во всех процессах, которые показывают в нескольких сериях «Ледникового периода», придает истории характер притчи.
И впрямь, как следствия погони Белки за ее любимым желудем:
1) происходят разные заморочки с Атлантидой;
2) на Земле сменяются целые эпохи;
3) в Солнечной системе формируется планетное соседство;
4) и всё в таком же духе…
Кадр из мультика
Мне хотелось бы дополнить мнение критика (уж извините, Сергей Валентинович).
Притча – да, но не единым этим моментом жива популярность героини «Ледникового периода».
Дело в том, что довольно часто в фильмах, мультиках, а также в книгах авторы специально придумывают именно таких вот второстепенных персонажей, чтобы они:
- либо веселили публику, если речь идет о комедийном жанре;
- либо наводили дополнительную печаль, если это драматические произведения.
Порой это даже не второстепенные, а третье- или десятистепенные персонажи, которые чуть ли не сводятся к символам.
Вот кто-то задумывался над тем, что Федор Достоевский в книге «Преступление и наказание» всю кашу заварил сюжетную линию раскрутил вокруг pacпpaвы со cтapyшкой-процентщицей, а саму-то эту героиню описал очень мало?
Более того, у нее была еще и сестрица, с которой наш Родион Раскольников тоже походя, как бы между делом «paзoбрался» с помощью всё того же топора. Но на этой сестре писатель тоже не особо останавливался. Хотя, повторяю, вся интрига и драма, весь смысл крутятся именно вокруг этих «paзбopoк».
По сути, подобные персонажи, как наша Белка, играют роль… декорации.
Но надо декорацию сыграть очень вдумчиво, со вкусом, подойти к этой роли ответственно.
Вспомним книгу Ирвина Шоу и фильм Арунаса Жебрюнаса «Богач, бедняк…». Там такой 10-степенной героине режиссер в театре сказал пройтись по сцене.
У актрисы не было слов, она не влияла на сюжет. Но после этого прохождения по сцене каждый зритель в зале должен был ее запомнить. По крайней мере, каждый мужчина.
Вся фишка заключалась в том, что на актрисе не должно было быть… одежды…
А в детективах – будь то книги, фильмы или мульты –10-степенные персонажи и вообще могут оказаться самыми главными пpecтyпниками.
Пресловутый классический садовник, который стрижет кусты, вызывает подозрение только у самых больших знатоков детективного жанра. Они уже в курсе: кого автор меньше всех прописал – тот, скорее всего, и виновник.
А остальные читатели либо зрители могут до самого конца книги либо фильма и не догадываться, кого там автор обвинит во вcex тяжких.
Но вернемся к более веселому жанру.
В еще одном американском мультике «Чип и Дейл спешат на помощь» многим запомнился такой персонаж, как Вжик. Он не влиял на события, особых каких-то важных дел не свершал. Был, что называется, сбоку припека – ну, если уж говорить честно и объективно. Да у него даже слов не было – не умел он, понимаете ли, говорить.
Но многие зрители до сих пор улыбаются при виде этого мушонка, а некоторые даже называют его любимым персонажем мультика.
Итак, все 10-степенные персонажи наподобие нашей Белки в «Ледниковом периоде» призваны выполнять в книгах, фильмах и мультиках весьма важную роль:
Кадр из мультика
1) оживлять картину. Особенно если показывают что-то строгое / слишком серьезное / занудное / и т. п.;
2) читателям либо зрителям не дают заскучать, пока один сюжет перетекает в другой;
3) придают особый колорит и смак. Лично мне сразу вспоминается Виктор Цой в конце фильма «Асса»;
4) выступают в качестве aпepитивов для гурманской публики. То есть они позволяют быстрее вникнуть в сюжет, ими можно просто полюбоваться в отрыве от действия. Никакой смысловой нагрузки в кадре они не несут. Ну, вот как та героиня, которой надо было просто прогуляться туда-сюда по сцене…
Итак, друзья, давайте ценить фоновых персонажей! Ведь зачастую именно благодаря им мы смотрим фильмы и мультики, читаем книги, которые сами по себе нам неинтересны. 🙂
Спрашивается: а надо ли вникать в эти сюжеты, если они неинтересны?
Но бывает ведь, что мы поначалу отбрасываем книгу либо выключаем фильм, сочтя их скучными, – а зря: если бы мы продолжили, то были бы приятно удивлены новыми открытиями…