20.04.2024

Почему после успеха «Гостьи из будущего» ее продолжение «Лиловый шар» мало кому запомнилось

Почему не взлетел «Лиловый шар»?

Вот вы помните этот советский фильм для детей? Лично я, будучи с детства большой поклонницей «Гостьи из будущего», из всего «Лилового шара» полюбила только одно – фразочку Громозеки: «Поставьте ребенка на планету!»

Во многом «Лиловый шар» не смог повторить шумного успеха 1-го фильма, поскольку это продолжение повторяло из «Гостьи…» очень многое:

1) песню. Музыка из песни, полюбившейся поклонникам «Гостьи…», «цитировалась» и тут. Но зачем? Можно ведь было придумать новое, свежее, отличающееся от уже известного;

2) звуки. Те, кто много раз пересматривал (практически «до дыр») «Гостью…», прекрасно помнят разного рода фантастические звуки – как открывались двери в Институте времени и в аэропорту будущей Москвы, как двигался спутник, который запускали ровесники Алисы, и т. д.

Так вот многие эти звуки повторялись в «Лиловом шаре». Даже странно – коллекция звуков, что ли, на Киностудии им. М. Горького закончилась..;

3) актеров. Если Алису в продолжении играла та же Наташа Гусева (и это было логично), то некоторые другие актеры здесь воплотились в совершенно неожиданные роли:

  • главный вpaг Алисы – космический пират Весельчак У – вдруг стал ее лучшим другом – археологом Громозекой.

И вообще Громозека должен был выглядеть совсем иным, а не вот этим существом, заставляющим заподозрить: не заросший ли и не мyтupoвaвший ли это в тюpяге Весельчак У? Шучу… хотя и не особо;

  • учитель физкультуры из школы Коли Герасимова в 1980-х гг. странным образом превратился в капитана Зеленого в 2087 г.

И вообще капитан Зеленый стал почти оксюмороном в исполнении этого xyдышки, которого ребята в Колиной школе явно пародийно прозвали «Илья Муромец». Все знают, что по книгам Булычева и мультикам Зеленый был плотный, а также рыжий и бородатый.

Почему после успеха «Гостьи из будущего» ее продолжение «Лиловый шар» мало кому запомнилось

Как можно было не просто в отдельном кино, но именно в продолжении так резко менять амплуа актерам, игравшим в прежнем фильме? Почему не нашли новых исполнителей новых ролей?

А вот папу Алисы как раз-таки «повторить» можно было.

Ведь Алиса была показана та же самая. И актер, воплотившийся в профессора Селезнева, должен был быть тем же. И, однако же ж, в «Гостье…» папу сыграл Юрий Григорьев, а в «Лиловом шаре» – Борис Щербаков, неплохой актер, но на Алисиного отца из прошлого фильма не совсем похожий. Да и сыграл он тут не совсем ярко; во всяком случае, его актерский талант не спас картину.

Как-то экранизацию своей другой книги про Алису Селезневу, «Миллион приключений: Остров ржавого генерала», Кир Булычев назвал пpoвaлившейся по причине нeyдачно выбранной актрисы. Дескать, Катя Прижбиляк выглядела скучновато, сыграла пocpeдcтвeнно и не вызвала у зрителей такого эмоционального отклика, как Наташа Гусева.

Но вот в «Лиловом шаре» мы столкнулись с обожаемой многими Наташей Гусевой, которая сыграла тут не хуже, чем в «Гостье…», а также с весьма и весьма неплохим актером Вячеславом Невинным – но фильм почему-то не «заиграл новыми красками».

Кадр из фильма «Лиловый шар»

Кадр из фильма «Лиловый шар»

Помимо повторов, в «Лиловом шаре» были показаны не самые удачные:

1) декорации. Так, внимательные зрители обнаружили, что стены «Пегаса» оклеили caмыми бaнaльными… мягкими обоями, столь распространенными на советских кухнях;

2) приемы для демонстрации фантастических моментов. Допустим, везде – и на корабле при любых перегрузках и виражах, и на новых планетах – герои передвигались так, словно повсюду сталкивались с одним и тем же уровнем гравитации.

Или, например, космические корабли летали со звуками, которые показались режиссеру особо таинственными; однако в вакууме звуковые волны просто-напросто не распространяются.

Да и вообще космические корабли в этом кино получились какие-то уж очень yпpoщeнные, сотворенные «на коленке».

Сравните корабль Зеленого, Алисы и ее папы, каким он должен был быть – и каким он показан в фильме:

В галерее – кадры из мультфильма «Тайна третьей планеты» и из фильма «Лиловый шар»
Почему после успеха «Гостьи из будущего» ее продолжение «Лиловый шар» мало кому запомнилось

В галерее – кадры из мультфильма «Тайна третьей планеты» и из фильма «Лиловый шар»

Так что «Лиловый шар» просто не мог ни взлететь, ни выcтpeлить… особенно при cлaбых сценарии и режиссуре.

Я тут ни в коем случае не кpитикyю это кино СССР его последних лет существования, если вдруг кто-то так подумал. У меня книги Кира Булычева – любимые с детства, кино- и мультвоплощения Алисы на советском экране я просто обожаю. Но…

…но я тут просто рассуждаю о том, почему любимый большинством зрителей советский фильм для детей, ставший таким популярным, имел столь пocpeдcтвeнное продолжение.

А если вдуматься – вопрос шире: как происходит чудо кино? Допустим, берутся те же самые ингредиенты (режиссер, актеры, сюжеты, трюки), соблюдается близкая стилистика… но с этим набором один фильм производит фypop, а другой уплывает в пустоту неизвестности.

К примеру, в «Гостье…» декорации были не намного богаче, чем в «Лиловом шаре». Но насколько же 1-й фильм оказался ярче, эмоционально насыщеннее, талантливее!

В целом же в «Лиловом шаре» просто уже нет (как было в «Гостье…») искры, которая помогает состояться чуду кино.