22.05.2024

Почему по 1-му же кадру можно отличить старое советское кино от современного

Многие замечали: включаешь ТВ-канал, видишь незнакомые кадры – но сразу понимаешь, из современного фильма они или из советского кино.

Причем речь даже не о сравнении с совсем уж старыми картинами годов этак 1940-х. Приблизительно можно угадать, что, допустим, это советская комедия конца 1970-х гг. (даже если она неизвестна широкой публике) либо кино середины 1990-х гг.

Но как? Почему?

Вот ведь, казалось бы, в комедиях Гайдая – и цвета нынешние (не ч/б), и озвучка современная, но ты точно понимаешь с 1-х кадров: это снято не в наше время.

Или наталкиваешься на, вроде бы, вполне себе классический сюжет, но интуиция подсказывает: это снято плюс-минус в наши дни.

Такую интуицию подпитывают следующие 7 причин. Конечно, на само деле таких причин гораздо больше. Но мы тут назовем основные.

1. Стилистика съемок

Каждый фильм в СССР отрабатывался и оттачивался. В нем тщательно отшлифовывались любой кадр, любая реплика. В итоге стилистика получалась:

  • с одной стороны, выдержанная;
  • с другой стороны, строго классическая, слегка отдававшая театральностью.

В наше же время фильмы снимают, как правило, «на скорость». О какой шлифовке при этом может идти речь? Максимум – заплатят знакомому корректору, чтоб прочитал реплики героев и поставил нужные ударения в словах… И стилистика получается как бы дерганная. Этакий невольный постмодерн на бегу:

  • один «кусочек» – от одного стиля / жанра;
  • другой «кусочек» – от другого…

2. Реализм изображения характеров и сюжетов

Раньше реализм зашкаливал. Безусловно, и в СССР бывали «перегибы на местах», когда снимали «розовато»-восторженные фильмы о том, как хорошо трудятся наши рабочие и крестьяне. Но в целом «картинка» была очень близка действительности.

Так, в каждом кино обязательно были консультанты – историки, специалисты по разным профилям (военные, культурологические…).

Сейчас же порой складывается впечатление, что режиссеры снимают «на глазок». Не все. И не всегда. Но «кто-то кое-где у нас порой».

3. Декорации, костюмы, грим

Тут ситуация двоякая:

  • с одной стороны, «на заре туманной юности» кино еще не слишком далеко продвинулось в плане оформительства. Поэтому, когда начинают колорировать старые фильмы ч/б, порой теряется ощущение сказки – ты видишь, что за спиной принцессы стоит не замок, а простой раскрашенный картон, и проч.;
  • с другой стороны, чем дальше, тем больше кино в СССР совершенствовалось вместе со всем своим «аппаратом» – от грима и причесок до сложных устройств в декорациях и выездов на съемки в далекие местности. К этому относились очень строго, отслеживали и не допускали серьезных промахов (ну, разве что кроме отдельных ляпов и кочующих из фильма в фильм декораций наподобие крылатого коня Семен Семеныча).

4. Качество пленки

Конечно же, чем глубже в историю – тем менее качественной была пленка. Это нормально: любое явление развивается не сразу, в одночасье, а постепенно.

Поэтому, увидев, допустим, «сполохи» либо «прыжки» в кадре, можно понять, что это старый фильм. И даже если в наши дни картину снимают в модной «старовато-грязноватой» сепии, все равно можно догадаться, что это «не по правде», это лишь стилизация.

5. Наличие «пропускной контрольной системы»

В СССР худсоветы, куда входили специалисты, подсказывали, где и что надо улучшить. Это сейчас модно представлять, будто там были одни злыдни, которым главное было «зapyбить» гениальный шедевр. А в те годы такие советы, пусть и с недочетами, но выступали в роли 1-х зрителей, помогая создателям кино совершенствоваться.

А в наше время кто-то слышал о худсоветах? Ну, покажет режиссер свое будущее детище в закрытом кинотеатрике знакомым из мира кино, ну, обсудят они это за чашкой чего-то градусного… 🙂

Повторяю: не всегда и не везде, но мы тут говорим о тенденциях в целом.

6. Школа игры актеров

Какая ассоциация возникает у вас сразу, когда идет речь о старом кино? Конечно же – школа Станиславского. Раньше всё подстраивалось строго под систему.

Сейчас о любой системе, какой бы то ни было, вспоминают редко. Главное – поскорее снять фильм. Нет-нет, многие актеры и в наши дни тоже выкладываются. Но не всегда успевают показать все грани своих талантов…

Некоторые нынешние режиссеры гордо говорят о том, что они «вне стилей и не зашорены общими рамками». Но… что получается на выходе?..

7. Качество шуток

Например, врачи в советском фильме 1965 г. «Дети Дон Кихота» – серьезные, солидные люди с громадным опытом. Они, даже если шутят, то делают это как взрослые, сильные люди.

А вот герои современного сериала 2010-х гг. «Интерны» – нередко неуверенные в себе, инфантильные люди, не особо заинтересованные в своей работе. И шутят они, как герои ток-шоу, которым главное – не людям помочь, а развеселить публику, позвать девушку на свидание, выиграть спор и т. п.

Да-да, глава интернатуры в исполнении Ивана Охлобыстина и главврач в игре Светланы Камыниной – люди, вроде бы, серьезные. Но уж больно они напоминают западных персонажей, особенно доктора Хауса…

_______

Не устаю повторять: выделенные тут особенности характеризуют не все 100% фильмов, но основные тенденции, из которых, разумеется, есть исключения (как приятные, так и не очень).