26.04.2024

Что осталось за кадром – “Щит и меч”. Как фильм разрушил стереотипы постановок военного времени

В 1968 году на советские экраны вышла первая серия фильма “Щит и меч”. Сразу стало понятно – этот фильм войдет в историю кино и не только. Президент России Владимир Путин признался, что именно под впечатлением от этого фильма решил связать свою жизнь с разведкой.

Фильм “Щит и меч” стал одним из самых сильных кинолент в золотом фонде кино. История о советском разведчике Александре Белове, который под именем Иоганна Вайса поступает на службу в немецкую разведку и блестяще проводит несколько сложных операций, была любима не только взрослыми, но и детьми – в каждом дворе мальчишки того времени играли в Вайса.

Советской молодежи такое не надо!

Фильм “Щит и меч” снят по одноименной книге Вадима Кожевникова. Сначала Кожевников хотел написать о советских разведчиках в США. В 60-х годах эта тема была особенно актуальна – за противостоянием двух мировых держав следил весь мир. У Кожевникова и прототип был на примете – Рудольф Абель. Даже имя подходило: главного героя книги звали Александр Белов – почти как Абель.

КГБ устроил писателю встречу с Абелем и другим советским разведчиком Виталием Павловым, но те забраковали произведение.

“Первая же глава романа вызвала у меня Р. И. Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателями как некая модификация Джеймса Бонда, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками. Кожевников горячо отстаивал свое видение темы, доказывал, что наша молодежь нуждается в советских “джеймсах бондах”, – вспоминал Павлов в своей книге “Операция “Снег””.

Получив отказ Кожевников не растерялся и обратил внимание на историю Великой Отечественной войны. Прототип для героя нашелся быстро и, в отличие от Абеля, с готовностью согласился сотрудничать.

Александр Пантелеймонович Святогоров (Зорич) советский разведчик

Им стал Александр Святогоров, он же разведчик Зорич. В военные годы Святогоров разрабатывал агентурную сеть в тылу врага, внедрился в немецкую школу разведки и провел операцию по устранению одного из командиров СС.

А враг-то, оказывается, другой.

В 1967 году советская власть готовилась отмечать сразу две знаковые даты: 50-летие Октябрьской революции и 50-летний юбилей органов госбезопасности и внешней разведки. Массовая культура была мобилизована для этих целей – патриотические и военные фильмы выходили один за другим.

Режиссеру Владимиру Басову дали задание снять фильм про разведчиков по книге “Щит и меч”. На написание сценария, съемки и монтаж у команды был всего год. Но Басову не хотелось снимать очередную пропаганду – у него было принципиально новое видение военного фильма.

До выхода на экраны “Щита и меча” в отечественном кинематографе фашистов было принято изображать нелепыми, карикатурными персонажами, которых с легкостью обводит вокруг пальца бравый советский солдат. Басов же представил немцев сильными и нередко интеллигентными противниками со своими человеческими чувствами.

Он описал и другую сторону жизни простых людей Германии, которые не хотели войны и презирали фашизм. Режиссер рисковал. Была велика вероятность, что такой сценарий “завернут”, но, к всеобщему удивлению, его приняли и попросили поскорее приступить к съемкам. Басов не спешил, понимал – хорошее кино не делается впопыхах. В результате, несмотря на строгие выговоры от руководства, он закончил работу только к августу – на полгода позже назначенного срока.

Настоящий разведчик…

В главной роли Басов видел только актера Станислава Любшина, но отстаивать его кандидатуру перед Госкино пришлось с боем. Любшин показался начальству слишком мягким, неприметным, человечным – разве таким должен быть советский разведчик? На фоне сильных и мужественных фашистов Любшин будто бы совсем терялся… И тогда в спор вмешался сам Александр Святогоров.

“Это настоящий разведчик”, – сказал он и объяснил, что чем неприметнее будет человек, тем лучше он справится со своей задачей в тылу врага. Любшина утвердили. Кстати, когда фильм вышел на экраны, никто не мог сказать в адрес Любшина ни слова критики. Со своей ролью он справился отлично.

А иначе и быть не могло, ведь актер в детстве мечтал стать разведчиком. Когда в стране началась война, Станиславу было восемь лет, но он рвался на фронт. Дошло до того, что мальчик, горя желанием защищать Родину, убежал из дома, искали его несколько дней. Говорят, что когда его поймали, Любшин не отчаялся и написал письмо Лаврентию Берии с просьбой о зачислении его в разведчики. Письмо до адресата, конечно, не дошло, а юного отправителя пригласили в НКВД и посоветовали задуматься о другой профессии.

… и настоящий ариец

Олег Янковский мог бы не попасть на съемки и не прославиться на всю страну, если бы не вмешался случай. Басов увидел молодого актера в львовском кафе и сразу обратил внимание на эталонную внешность юноши.

“Именно так и выглядит настоящий ариец. Приглашай его на роль Генриха, не раздумывая”, – шепнула Басову жена Валентина Титова, которая в фильме играла Нину “Спицу”.

Но Басов сомневался: “Это, скорее всего, филолог или физик. Артисты так не выглядят. Хотя, может, и справится…”

Режиссер подошел к молодому человеку и, узнав, что он актер, тут же утвердил его на роль Генриха Шварцкопфа.

Впрочем, вместе с удачным шансом Янковскому выпало немало трудностей. Он был неопытен, робок, часто выпадал из кадра и к тому же имел проблемы с дикцией. Басов, не скупясь в выражениях, отчитывал молодого актера. Эта была настоящая “школа молодого бойца”. Янковский выдержал испытания, получил бесценный опыт и после выхода фильма стал звездой всесоюзного масштаба.

Внимание к деталям

“Щит и меч” во многих аспектах стал уникальным фильмом в советском кино. Впервые в отечественном кинематографе звучали немецкие военные марши, песни тех лет и даже национал-социалистический гимн. Но главным саундтреком фильма стала композиция “С чего начинается Родина”. Басов, с большим вниманием относившийся к деталям, тщательно подбирал музыкальный тон.

Сам режиссер тоже появился в фильме в короткой, но запоминающейся роли. Он сыграл чекиста Бруно, который доставляет главному герою секретную информацию и погибает во время выполнения задачи. Этот момент был признан одним из самых драматичных во всем фильме.

Не менее трагичным получился образ четы глухонемых немецких агентов в исполнении Елены Добронравовой и Николая Граббе. Они оказались в паутине событий и у зрителя вызывали острую жалось.

Ни слова критики

Несмотря на то что произведение “Щит и меч” сравнивали с бондианой, бондовского пафоса и авантюризма нет ни в фильме, ни в образах главных героев. Наоборот, на фоне стереотипных фильмов того времени “Щит и меч” выгодно выделялся своей неоднозначностью. В нем была размыта грань между добром и злом, и зрителю предлагалось самостоятельно расставить эти акценты.

“Успех этой картины был колоссальнейший. Любшин вышел на одно из первых мест как лучший актер года по зрительскому опросу. Отрицательной критики на эту картину не было! Фильм был принят абсолютно восторженно”, – рассказывал киновед Александр Шпагин.