26.04.2024

Почему в старых кино у актеров был такой яркий макияж, в том числе у мужчин

Даже в наши дни актеры, включая мужчин и детей, часто используют грим, мягко говоря, чрезмерный. А что говорить о старом кино:

  • четко, почти иссиня очерченные глаза;
  • густо, чуть ли не гуашью подведенные брови;
  • ярко – почти как у Марфушки в советской сказке «Морозко», которая активно наводила красоту свеклой, – накрашенные щеки и губы…

Между прочим, Инне Чуриковой для этой роли брови подводили сажей. Сейчас это покажется нам странным и курьезным. Но утрачена ли традиция яркого макияжа перед камерой?

Никуда она не ушла. Точнее, ушла не полностью – осталась в отдельных случаях.

Например, Аллу Пугачеву как-то показали в гримерке перед концертом, и она (со свойственными ей интонациями…) попросила журналистов уточнить для зрителей: мол, это она, звезда российской эстрады, а не кто-нибудь там. Потому что из-за чрезмерного макияжа ее могли просто не узнать.

А чем дальше вглубь истории кино – тем толще слой косметики на лицах актеров. И делалось это не из-за плохого вкуса или чрезмерности, но строго обоснованно.

Кадр из советского фильма «Человек-амфибия»

Делалось это по таким причинам:

1) не только талант, но и макияж помогает актерам перевоплощаться. Благодаря этому можно, в частности:

  • сыграть противоположные роли в одном кино, вот как Юрий Яковлев, сыгравший царя и управдома в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»;
  • добиться эффекта возраста героя, порой на несколько десятков (!) лет отличного от текущего возраста играющего. Допустим, весьма зрелый Георгий Вицин предложил режиссеру испещрить его, актера, веснушками, чтобы под ними скрыть морщинки и выглядеть 18-летним в «Женитьбе Бальзаминова». И ведь получилось прекрасно.

Как тут не вспомнить цитату из другого советского фильма – «Гардемарины, вперед!»: «Злые языки говорят, что мушки были изобретены в Лондоне герцогиней Нью-Кастель. Под ними она скрывала свои прыщи»;

  • выглядеть так, что «мама родная не узнает». Ну, или как там в уже названной комедии Гайдая – «Я не узнаю́ вас в гриме»;

2) на этапе становления кинематографа актеры частенько были не «кабинетными мальчиками», а людьми, прошедшими самые разные жизненные испытания. Взять хоть целую плеяду советских актеров, которые воевали на Великой Отечественной или (ранее) на Гражданской, а то и участвовали в революционных событиях.

Безусловно, они не только выглядели взросло, но и нередко имели какие-то дефекты, нежелательные для камеры.

В те годы, как вы понимаете, не были тотально распространены мода не восстанавливающую косметику и разного рода поддерживающие процедуры.

Поэтому на пленке надо было подобные дефекты убирать, как бы ретушировать. Этому в том числе как раз и помогал грим;

3) самое главное заключалось в том, что раньше пленка для кино была не очень качественной. Ее светочувствительность оставляла желать лучшего. В результате, например, неконтрастные черты лица в кадре банально просматривались как размытое светлое пятно.

Из-за этого приходилось «наверстывать» визуальные эффекты в том числе «боевой раскраской». Поэтому даже мужские роли обязательно подразумевали, как бы сказали в наши дни, яркий мейкап. Иначе бы внешность героев просто «терялась»;

В галерее – кадры из советских фильмов «Морозко», «Служили два товарища», «Приключения Буратино», «Дни Турбиных», «Хождение за три моря»

4) более того, во времена черно-белого кино приходилось ярко раскрашивать лица стоявшим перед камерами, чтобы телезрители видели эти лица вместе со всеми их эмоциями. Каким бы талантливым последователем Константина Станиславского ни был лицедей, без подчеркивания черт лица его роль была бы не такой хара́ктерной.

Кстати, до сих пор многие съемочные группы используют грим из отдельных накладных частей: бондотрансферы. Некогда его придумал голливудский гример Дик Смит, чтобы мимика актера смотрелась ярче и выразительней. Смит даже получил «Оскар» именно за вклад в развитие искусства грима, причем уже спустя много лет после своей работы в кино. Но публика и критики запомнили его творцом самых разных необычностей, от состаривания Марлона Брандо для «Крестного отца» до бутафорской крови для соответствующих фильмов.

Конечно, со временем для съемок начали активно применять и латекс. Но актеры считают его далеко не самым комфортным.

Даже сегодня, в эпоху компьютеризации, использовать яркий мейкап гораздо проще, чем дорисовать лицо с помощью программы. И дешевле (что немаловажно).

Другое дело, что после «тонн» грима актеры, конечно, вынуждены активно употреблять другую косметику – восстанавливающую, поскольку кожу лица грим однозначно портит…