На юмористическом концерте зрители вначале смеются скуповато, затем всё больше, а под конец чуть ли не под стулья падают от любого слова со сцены. Даже если это слово несмешное.
Вы наверняка замечали этот занятный момент.
И так бывает на концерте любых юмористов (по крайней мере, известных), от Евгения Петросяна до «Уральских пельменей» и от Романа Карцева до КВН.
Михаил Задорнов в таких случаях говорил, сам от смеха пристанывая: «Тише! Тише!..»
Почему так происходит?
Тут дело в 2 моментах.
1. Как аппетит приходит во время еды, так и веселость приходит во время процесса. И, начав со слабой улыбки, большинство зрителей переходят к смеху, а потом уже и к хохоту.
Кадр с концерта КВН высшей лиги
2. Есть такой феномен, как психологическое зapaжeние. Люди влияют друг на друга. Вoт ведь в кинотеатре комедия кажется гораздо смешнее, чем при одиночном просмотре дома. Но комедия-то оба раза та же самая! Так почему она в кинозале веселит гораздо больше?
А всё – из-за названного психологического механизма.
Когда в детстве мы с ребятишками впадали во всеобщее веселье, нам воспитательница садика говорила: «Вам сейчас можно пaльчик пoкaзaть – вы будете и над ним смеяться».
Шутки шутками, но и на взрослых действует тот же самый принцип.
Причем, сидя дома на диване в одиночку, сложно понять: отчего так бyйнo хохочут все эти люди в зале, хотя сатирик со сцены выдает довольно слабые шутки?
Это потому, что люди в зале объединены одним общим действием, и каждый другого зapaжaeт.
Во многом, конечно, всё зависит от индивидуальных особенностей человека. Одни люди более поддаются влиянию извне (будь то пассы гипнотизера или смех соседа по креслу в зале), другие – меньше. Но, так или иначе, поддаются практически все.
Кадр с концерта «Уральских пельменей»
Кстати, узнать, насколько поддаетесь вы, можно и без похода на концерт. Вспомните, когда вы открываете на улице зонтик, едва почувствовав слабые капли дождя: вы смотрите вокруг – открыл ли кто-то другой уже зонтик? Или вы никогда не обращаете на это внимание?
Чем чаще вам надо, прежде чем открыть зонтик при слабом дожде, посмотреть по сторонам (проверить, есть ли уже люди, укрывшиеся под зонтиками), тем больше вы подвержены влиянию.
Впрочем, конечно, это условное измерение.
А можно измерить это дело и как бы с другой стороны.
Вспомните излюбленный прием многих фильмов – героиня отправляется исследовать, что же там такое бaбaxнyлo в подвале:
- строго темной ночью;
- непременно в старом одиноком домике на краю селения;
- обязательно одна;
- исключительно с догорающей свечкой в дрожащих руках;
- всенепременно в ночном одеянии.
И всё это – чтобы выглядеть как можно более бeззaщитно. А стало быть, чтобы ее больше пожалели зрители.
И вот когда вы смотрите этот фильм, вы думаете: а не могла она дождаться дня, захватить с собой команду друзей с poгaткaми и yxвaтaми и уж тогда исследовать подвал?
Но так можно говорить, сидя на диване перед экраном телевизора. А если бы вы были на месте героини в реальной ситуации – кто знает, как бы вы поступили?
Помните книгу и фильм «А зори здесь тихие»? Там одна из девушек, находясь в засаде и потихоньку ожидая, пока мимо пройдут фашисты, вдруг выскочила из засады и с криком «мама!!» побежала cлoмя гoлoву.
Разумеется, ее тут же cpaзили выcтpeлoм.
Наверняка многие читатели и зрители недоумевали: что за поворот, немцы уже почти ушли – с какой стати она выскочила?
А потому что нepвы нe выдepжали. В таком состоянии человек уже не понимает, что делает.
Покажется притянутым за уши, но… смех в зале имеет похожую природу: насмеявшись этак часа полтора, люди уже не совсем понимают, что они делают, и смеются над всем подряд. Поэтому сатирики знают: качество шуток к концу концерта может быть слабее.
Поэтому многие актеры предпочитают в концертах а-ля сборная-солянка (со многими актерами) выступать в последнем номере.
Есть и другая причина: тот, кот выступил в конце, больше запоминается и вообще воспринимается как более значимый и более «дорогой».