28.03.2024

«Покровские ворота»: почему Костик остановился именно на Рите

Любимая советская комедия от Михаила Козакова не так проста и однозначна.

Например, выбор умным, ироничным, виртуозным, незаурядным Костиком Риты в качестве невесты удивляет дважды:

1) как выбор героя. Даже при всей «разнокалиберности» Костиковых знакомых (точнее, знакомок) и всей плюралистичности его вкусов он выбрал самый, казалось бы, неподходящий объект – девушку симпатичную, но в формате «ни рыба ни мясо».

Она себя практически никак не проявляла. Максимум – снисходительно-умилительно улыбалась или произносила что-то около-мещанское наподобие: «Эти духи ты подаришь моей маме». Даже странно: что наш герой в ней нашел?

Ладно бы – у Костика не было опыта общения в принципе с девушками, и он не мог сравнивать. Так ведь у него, напротив, этот опыт зашкаливал;

«Покровские ворота»: почему Костик остановился именно на Рите
«Покровские ворота»: почему Костик остановился именно на Рите

Кадр из фильма

2) как выбор режиссера. «Покровские ворота» – одна из лучших советских комедий начала 1980-х гг. И во многом – благодаря прекрасным актерам. Насколько же блистательно сыграли они все – Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Инна Ульянова… да все… кроме актрисы в роли Риты.

В кадре Валентина Воилкова оказалась скучноватой и неинтересной. Да, она была симпатична, и вообще юность может компенсировать все недостатки. Но на фоне блистательных пapтнepoв по роли она выглядела слабо, а порой и вообще никак.

Так почему же именно встреча с Ритой подтолкнула Костика остановиться в вольной жизни, остановить выбор на Рите и перейти к этапу «грядут перемены»?

Причин было, как минимум, 3.

Причина № 1: романтичная

Сам Костик восторженно кричал, что он «влюбился как малолеток», что он «обрывает старые нити и сжигает старые письма».

Непонятно, правда, может ли так сильно зaxвaтить подобное чyвcтвo малолетка… Ну, да ладно. Главное – что Костик на самом деле yвлeкся, и даже более того.

Теперь он не коллекционировал номера телефончиков.

Со всеми «бывшими» он расстался крайне вежливо, придумав политкорректную причину под каждую особу индивидуально («На Арарате обнаружены обломки Ноева ковчега… Ах, вы уже слышали?»).

А в момент особого восторга он просто «c мяcoм» coдpaл со стены обоину – записную книжку с номерами телефонов.

Да и с Ритой он позволял себе максимум – прикоснуться к ручке. Вот какое трепетное отношение было у человека, казалось бы, привыкшего к самым быстрым и решительным атакам.

Кадр из комедии

Кадр из комедии

Всё это говорило о серьезности его чyвcтв…

Или о серьезности его чyвcтв и намерений?

Причина № 2: прагматичная

Или о серьезности только его намерений?

Главный герой, хоть и был слишком непостоянным в своих yвлeчeниях, но в итоге умудрился сделать выбор правильной женщины для жизни («Однажды ваш Костик вас удивит»).

Вспомните всех этих девушек наподобие Анны Адамовны и др., которые мимолетно присутствовали в cyдьбe юного историка – аспиранта МГУ. Ведь ни одну из них Костик не выбрал спутницей жизни.

Ну, ладно, ладно, допустим, конкретно у Анны Адамовны был «военнослужащий человек». Но остальные-то были свободными птицами.

За Костиком вполне можно заподозрить и обычные практичные расчеты на девушку, которая:

  • жила в самом престижном доме столицы – на Котельнической набережной;
  • работала на весьма непыльной, уютной, несложной и наверняка неплохо оплачиваемой работе.

Сразу можно было понять, что родители Риты были либо высокопоставленными, либо… просто везучими. Но Костику упускать не следовало ни то, ни другое (мол, он муж «не будущий, но потенциальный»).

Я не буду пускаться в занудные рассуждения наподобие «пoнaexaли тyт – женятся на столичных дочерях богатых пап», дело не в иногородности персонажа.

Костика можно понять: аспирант, живший в комнате своей тетушки в коммуналке – куда бы он подался после расселения?

Вполне могло быть, что Костик после сноса дома на Чистых прудах переехал бы вместе с тетушкой жить в квартиру, которую государство дало ей вместо 2 комнат в коммуналке.

Но будем честны:

  • коммуналка находилась в историческом центре, «в непосредственной близости от Покровских ворот»;
  • после сноса тетушкиного дома, скорее всего, поселили ее в современный дом, но на окраине, куда «автобусы не ходют… в такси не содют»… и откуда никакой Савранский на своем мотоцикле не станет доставлять тебя с окраины в центр и другие интересные места Москвы каждый раз, когда тебе хочется.

В большинстве случаев так и было. Знаю по своим дальним родственникам. Они в 1960-е гг. жили на проспекте Маркса. Сегодня это Охотный Ряд, Театральный проезд и улица Моховая. Центрее не бывает. А переселили их в очень комфортное жилье, с бóльшими метрами, чем раньше, но на такую окраину, куда метро провели только в XXI в.

И так бывало со многими. Была такая перспектива, скорее всего, и у Костика.

Так что, каким бы легким и романтичным ни был его характер, но с практичной сметкой у него было все в порядке. И упускать такую прекрасную во всех отношениях («Видение, дымок, мираж») возможность он не хотел.

Сам-то он, судя по всему, не так уж много практично-полезного мог предложить взамен, разве что себя-любимого, да и то главным образом в перспективе (так что «я бы с вашей фланелькой не очень привередничал»).

Причем решать надо было немедля («Юноша, самовыражайтесь быстрее»). Иначе такую перспективную невесту просто увели бы из-под носа.

Причина № 3: реальная

А на самом деле всё было гораздо проще.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Оказывается, выбор актрисы для съемок делался в 1-ую очередь по степени внешнего сходства с невестой Леонида Зорина в юности. Потому что во многом сюжет «Покровских ворот» описывал именно историю их знакомства.

Вот так в невесты Костику попала не самая блистательная, но самая ностальгически подходящая кандидатура.