18.11.2025

Искусственный интеллект в школе: образование будущего или угроза человеческому развитию?

В классе тихо, только слышен стук клавиш — ученики погружены в индивидуальные уроки на своих ноутбуках, а взрослый в комнате наблюдает, но не преподает.

В Остине, Техас, находится школа, где традиционные уроки ушли в прошлое. В Alpha School ученики четвертых и пятых классов осваивают основные академические предметы всего за два часа в день с помощью персонализированного программного обеспечения, управляемого искусственным интеллектом. Взрослые в классе здесь называются не учителями, а «гидами», и их работа состоит не в преподавании материала, а в том, чтобы поощрять и мотивировать.

Основатель школы Маккензи Прайс, не имевшая педагогического опыта до создания Alpha в 2014 году, считает, что в этом и заключается будущее образования. Однако у многих экспертов и родителей такой подход вызывает серьезные опасения.

Образовательная революция или эксперимент на детях?

Модель «2 Hour Learning»

Академическая модель Alpha School строится на трех ключевых обязательствах: дети должны любить школу, осваивать программу в два раза быстрее и приобретать жизненные навыки. Технология искусственного интеллекта обеспечивает персонализированное обучение один на один, позволяя каждому ученику работать в своем темпе и достигать мастерства в концепциях до перехода к следующей теме.

Школа заявляет о впечатляющих результатах: в среднем ученики демонстрируют рост в 2,6 раза быстрее, чем их сверстники по национальным тестам MAP, а большинство consistently показывают результаты выше среднего по стране.

Роль человека в новом образовательном пространстве

В Alpha School произошло переосмысление роли педагога. Традиционные учителя превратились в «гидов», которые не занимаются преподаванием академического контента, планированием уроков или оценкой знаний. Их обязанности сместились в сторону мотивационной и эмоциональной поддержки учащихся.

Как пояснил гид Люк Филипс, алгоритм не заменяет преподавателя, а работает с ним «в тандеме». Основатель школы подчеркивает, что гиды ежедневно взаимодействуют с детьми во время групповых проектов во второй половине дня, а также обеспечивают персональное внимание — каждую неделю каждый ученик получает 30 минут концентрированного времени один на один со своим гидом.

Тревоги экспертов: что мы теряем?

Эмоциональный вакуум в классе

Российские эксперты в области нейронаук и образования выражают серьезные опасения относительно замены человеческого взаимодействия искусственным интеллектом. Академик Татьяна Черниговская предупреждает, что все, что связано с высоким интеллектом, креативностью и получением новых идей, должно оставаться за человеком. В противном случае, по ее мнению, это может привести к «оглуплению людей».

Директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова указывает на другую проблему: стремительное развитие нейросетей способно «приучать детей ничего не делать», поскольку позволяет добиваться результата без приложения усилий.

Феномен дидактогении: обратная сторона холодных технологий

В традиционной педагогике хорошо известно явление дидактогении — психической травмы, источником которой является педагог. Это состояние возникает при неуважительном, несправедливом отношении к учащемуся, прилюдном высмеивании его ответов или внешнего вида.

Ирония заключается в том, что, пытаясь избежать дидактогении, связанной с человеческим фактором, модель полного перехода на ИИ может создать новую форму психоэмоционального дистресса — техногенную дидактогению, вызванную отсутствием человеческого тепла и понимания.

Исследования Института возрастной физиологии показывают, что в школах, где работает авторитарный учитель, школьники болеют в 3 раза чаще. Что же тогда говорить о системе, где учитель практически полностью заменен алгоритмом?

Социальные последствия и общественное мнение

Риски, которые видят родители

Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в апреле 2025 года, 46% россиян не разрешили бы своим детям использовать искусственный интеллект для выполнения школьных заданий. Основные опасения респондентов связаны со:

· Снижением умственной нагрузки и деградацией (36%);
· Отсутствием «живого» общения (31%);
· Снижением мотивации к обучению, развитием лени (27%);
· Ухудшением критического мышления (25%).

Поколенческий разрыв

Интересно, что отношение к использованию ИИ в образовании сильно зависит от возраста респондентов. Среди представителей поколения «цифры» против использования ИИ выступают 31%, тогда как среди старшего поколения этот показатель достигает 53%. Это демонстрирует фундаментальное различие в восприятии технологий между поколениями.

Альтернативный путь: симбиоз вместо замены

Эмоциональный тип сотрудничества

Идеальной альтернативой как авторитарной педагогике, так и полной замены учителей машинами может стать эмоциональный тип сотрудничества между педагогом и учениками. Такой подход предполагает, что в процессе обучения каждый ребенок переживает чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Как справедливо отмечал В.С. Сухомлинский, обучение — это не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения.

Демократический стиль преподавания

Современная педагогика считает оптимальным демократический стиль педагогического общения, при котором учитель выступает не как приятель, а как наставник, старший товарищ и образец для подражания. Такой подход формирует у детей положительное отношение к школе, развивает их самостоятельность, активизирует учебно-познавательную и творческую деятельность.

Модель Alpha School, безусловно, предлагает инновационный подход к решению проблемы неэффективности традиционного образования. Персонализация обучения, освобождение времени для развития жизненных навыков и возможность овладения знаниями в индивидуальном темпе — эти преимущества сложно оспаривать.

Однако цена такой эффективности может оказаться слишком высокой. Образование — это не просто передача информации от источника к получателю. Это сложный процесс человеческого взаимодействия, в котором важны не только правильные ответы, но и эмоциональный отклик, творческое вдохновение и развитие социального интеллекта.

Как отмечает президент Американской федерации учителей Рэнди Вайнгартен, «студенты и наша страна должны быть в отношениях с другими людьми. Когда у вас есть школа, строго основанная на ИИ, это нарушает эту основную заповедь человеческих усилий и образования».

Будущее, вероятно, лежит не в полном отказе от технологий, а в их разумном интеграции в образовательный процесс, где искусственный интеллект и человеческое общение не исключают, а дополняют друг друга. В таком симбиозе технологии могут взять на себя рутинные аспекты обучения, освободив педагога для выполнения самой важной задачи — воспитания думающих, эмоционально развитых и социально адаптированных личностей.

В противном случае мы рискуем получить поколение, отлично справляющееся с тестами, но не способное к настоящему человеческому пониманию и творчеству.